Коробки переключения скоростей «Лады Калины»
На машинах первого поколения (2004-2013 годы выпуска) устанавливали только пятиступенчатую механику – ВАЗ-1118. Трансмиссии комплектовали редукторными узлами коробок ВАЗ-2110 и ВАЗ-21083. Восьмерочный узел обладал несъемной (нарезанной прямо на валу) ведущей шестерней главной передачи.
Второе поколение «Калин» (2013-2018 годы выпуска) производили с различными коробками перемены передач (КПП): модернизированной механической (МКПП), автоматической (АКПП) и роботизированной (РКПП).
- МКПП ВАЗ-2181 унаследовала редукторную часть «приоровской» коробки ВАЗ-2170. Узел управления оснастили тросиковым приводом, а механизм перемены передач «переехал» наверх. КПП устанавливали только с 8-клапанными двигателями.
- Японский четырехступенчатый автомат JATCO JF 414E казался чудом на машинах российского автопрома. Гидромеханическая АКПП с четырьмя фиксированными передачами и парой дополнительных режимов. Трансмиссию устанавливали как с 8-клапанными (ВАЗ-11186), так и с 16-клапанными (ВАЗ-21126) моторами.
- Роботизированную 5-ступенчатую коробку скоростей ВАЗ-2182 представили публике в 2014 году. Решающую роль в создании РКПП сыграл немецкий концерн ZF. Инженеры из Тольятти оснастили КПП ВАЗ-2180 немецкими сервоприводами (актуаторами). Так на свет появился первый отечественный «робот».
Роботизированная КПП ВАЗ-2182
Завод-изготовитель устанавливал ВАЗ-2182 лишь на авто с 16-клапанными (ВАЗ-21127) моторами.

Проверяем уровень
Когда о масле вы знаете все, теперь поговорим о проверке уровня. Этот тип АКПП Калина 2 оснащен щупом для проверки уровня масла. Это облегчает процедуру проверки смазывающего средства в АКПП Лада Калина 2.
Шаги процесса проверки уровня в автоматической коробке переключения скоростей таковы:
- Прогрейте АКПП до 60 градусов по Цельсию.
- Нажмите на педаль тормоза и проведите кулисой селектора передач по всем режимам АКПП Калина 2. Остановитесь на положении «Парковка».
- Установите Лада Калина 2 на ровной местности.
- Заглушите мотор. Откройте капот.
- Открутите щуп и протрите жало сухой тряпкой без ворса.
- Засуньте щуп обратно и прокрутите на 180 градусов.
- Выньте и посмотрите на жало. Если масло на щупе на уровне «Max», то доливать не нужно.
- Если ниже, то следует долить около 1 литра.
Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Лада Гранта своими руками
Обратите внимание на цвет и качество. Если смазка автомата Калина 2 потемнела или отдает гарью, имеет металлические примеси, то следует заменить трансмиссионную жидкость.

Чем наполнить КПП и в каком объеме
Замена масла в коробке «Калины» 2-го поколения в положенный срок особенно важна на автомобилях с автоматом.
Применение «правильных» трансмиссионных жидкостей сохранит в целости не только зубчатые колеса и валы, но и нервы автовладельца.
Короткий «масляный ликбез»
Жидкости для коробок передач классифицируют по ГОСТ-17479.2-85:
- подразделяют на четыре класса, в соответствии с кинематической вязкостьюкак при температуре 100 0С;
- и на пять групп, в зависимости от эксплуатационных свойств.
К примеру, обозначение «ТМ-3-123» расшифровывается так:
- ТМ – трансмиссионное масло;
- 3 – минеральное, с противозадирными присадками умеренной эффективности;
- 12 – класс вязкости (кинематическая вязкость 11-13,99 мм2/с при 100 0С);
- 3 – содержит загущающую присадку.
Подробнее с обозначением и классификацией следует ознакомиться в ГОСТ- 17479.2-85.
Альтернативные системы:
- По классу вязкости – стандарт SAE J306 (SAE – Society of Automotive Engineers). Предусматривает 9 категорий.
- По эксплуатационному классу – наиболее распространена система API (American Petroleum Institute). Масла делятся на группы (GL), в зависимости от условий работы и содержания присадок.
Производитель часто указывает маркировку в соответствии с ГОСТом и по классификации SAE, API.
Трансмиссионное масло Oil right ТАД-17
Например, Oil right ТАД-17 ТМ-5-18 GL-5 80W-90 минеральное. По системе API масло принадлежит к пятому классу (применяется в коробках с гипоидными передачами, работающими на высоких угловых скоростях и при малых вращающих моментах). По стандарту SAE состав сохраняет допустимую вязкость при температуре окружающей среды от -26 0С до +35 0С.
Механическая трансмиссия
Объем трансмиссионного масла в МКПП:
- ВАЗ-1118 – 3,3 л;
- ВАЗ-2181 – 2,35 л.
Рекомендуется заливать масла классов API GL-4, API GL-4+ или GL-4/5, предназначенные для работ разной степени тяжести и включающие 4% противозадирных присадок.
Например, Shell SPIRAX S4 75W-90 GL-4 или THK Trans KP 75W-90 GL4.
С «Волжского завода» LADA Kalina выезжали с залитой в МКПП минералкой «ТНК ТРАНС КП», ТУ 38.301-41-191-01.
Автоматическая трансмиссия
Нормальный объем масла в АКПП JATCO JF 414E – 5,1 л.
«АвтоВАЗ» на LADA Kalina с автоматом заливал синтетику Nissan ATF Matic S. Часто вместо синтетического масла применяют минеральное — Nissan Matic D.
Популярностью пользуется TOTAL FLUIDMATIC MV LV с отличными антифрикционными характеристиками, низкой вязкостью при любых температурах, устойчивостью к пенообразованию.
Трансмиссионное масло TOTAL Fluidmatic MV LV
Достойные внимания варианты: Liqui Moly top tec 1800 или Ravenol ATF Type J2/S.
Роботизированная трансмиссия
Объем масла в РКПП ВАЗ-2182 – 2,35 л.
Рекомендации по выбору те же, что и для механической коробки скоростей. «АвтоВАЗ» какое-то время настойчиво рекомендовал заливать «Роснефть» Kinetic Service SAE 75W-85 API GL-4.
Практические советы по выбору масла в АКПП Лада Калина 2
Оригинальное масло АКПП по своим свойствам сильно отличается от подделок. Так происходит потому, что производитель закладывает характеристики под каждую АКПП. В то время как дешевые подделки штампуются по единому стандарту.
Вязкость трансмиссионной жидкости не должна превышать или быть ниже, чем положено. Иначе механические детали не смогут хорошо смазываться и покрываться защитной пленкой. Быстрее образуются продукты износа. Забьют фильтр. Упадет давление в системе АКПП. Езда на такой машине станет некомфортной. Вы будете постоянно чувствовать толчки и рывки во время переключения передач или набора скорости.
Читать
Ремонт и замена гидроблока АКПП своими руками
Не настоящая смазка быстро подведет АКПП Калина 2 к капитальному ремонту.
Оригинальное масло
Оригинальным маслом для АКПП Калина 2 считается Liqui Moly с каталожным номером 20662 для автоматических коробок передач. Это смазывающее средство создано на основе НС-синтеза. Масло обеспечивает термическую стабильность коробке передач. Повышает износостойкость металлических деталей. Защищает от коррозии, никак не влияет на металлические детали, созданные из цветного металла.
Помимо вышеперечисленных преимуществ данный тип смазки защищает автоматическую коробку от старения и приближения капитального срока на столько, на сколько возможно. Остальное будет зависеть от манеры езды водителя. Если вы не водите агрессивно, прогреваете автомат зимой, то Калина 2 намотает миллион километров.
Аналоги
К аналогам трансмиссионной жидкости можно отнести Matic S. Этот тип смазки выпускается в США. Он идеально подходит для джатковских автоматических трансмиссий. Послужит прекрасной заменой Ликви Моли, если последний тип смазки не найти в вашем городе.
Смена масла
Техника безопасности, и еще раз техника безопасности! При замене масла нужен доступ к машине со стороны днища. Не забудьте установить противооткатные упоры после заезда «на яму». Строго соблюдайте правила техники безопасности при работе с подъемником.
Замена масла в коробке на «Калине» (механика) производится «на горячую». Прямо перед сменой запускают мотор, прогревают коробку.
Разогретое масло обладает меньшей вязкостью и вытекает быстрее.
При сливе холодного отстоявшегося состава осадки из шлама, нагара остаются на дне картера КПП. Целесообразно взболтать этот остаток и удалить вместе с отработанным маслом.
На автоматических коробках «горячая замена» – обычное дело.
Крайне не рекомендуется смешивать трансмиссионные жидкости. Это касается не только разных типов масел (минеральных, синтетических, полусинтетических), но и однотипных, от разных производителей.
Заливать в тандеме можно только в крайних случаях, чтобы не допустить работы КПП «на сухую» и доехать своим ходом к ближайшей станции технического обслуживания.
Промывочное масло
При желании поменять масло в коробке в «Ладе Калине» на новое, но другого типа или от иного производителя, следует воспользоваться специальным промывочным составом, чтобы удалить остатки предыдущей «роскоши».
Механическая коробка
Чтобы заменить масло в коробке передач ВАЗ-1118 необязательно искать СТО. Все манипуляции возможно осуществить собственноручно в местном гараже.
Инвентарь:
- Рожковый (накидной) ключ № 17.
- Изолента.
- Шланг диаметром до 1 см, длиной 1-1,3 м и пластиковая воронка.
- Альтернативой воронке с трубкой служит специальный шприц или нагнетатель для трансмиссионных жидкостей.
- Резервуар для слива отработанного масла.
- Ключ № 22 (в случае, если коробка ВАЗ-2181).
- Отвертки с прямым и крестообразным шлицами.
- Пара перчаток ПВХ.
Потребуется также ветошь.
Сливаем
Замена масла КПП на «Калине» требует подготовительных операций. Прежде чем выкрутить пробку для слива под машиной, следует:
- добраться до заливного отверстия;
- достать щуп (так масло стечет «веселей»);
- подобрать подходящий калибр трубки для заливки.
Возможно, обладатели длинных рук и ног виртуозно справятся с поиском горловины без дополнительных операций.
Тем, кому проще работать отверткой, чем упражняться в гибкости, следует:
- снять с авто пластмассовую защиту мотора, гофрированный патрубок, крышку кожуха воздушного фильтра и воздушный патрубок;
- отсоединить ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).
Сливная пробка коробки передач
Теперь можно перейти непосредственно к сливу:
- Снимите защиту картера мотора.
- Ключом № 17 выкрутите сливную пробку, которая находится со стороны левого приводного вала. Последние обороты сделайте аккуратно, вручную.
- После того как масло вытекло в подготовленную емкость, закрутите пробку. Важно не перетянуть: конусная резьба пробки может повредить алюминиевый корпус коробки.
Замена масла в КПП на «Калине» ВАЗ-2181 (а точнее, процесс слива) происходит по аналогичной схеме.
Оцениваем состояние коробки
Слитое из МКПП масло позволяет сделать кое-какие выводы о состоянии трансмиссии. Наличие пены и белесых примесей настораживает: вероятно, состав потерял свои свойства.
Стружка сигнализирует о повреждениях зубчатых колес.
Заливаем
Приготовьте оснастку для залива: герметично соедините воронку и шланг при помощи изоленты. К слову, воронку можно соорудить из пластиковой бутылки.
Противники кустарщины могут воспользоваться шприцем для заливки масла, например, INTERTOOL AT-3065 или специальным ручным нагнетателем.
Этапы работы:
- Трубку поместите свободным концом в горловину для щупа МКПП ВАЗ-1118.
- Постепенно залейте масло.
- После соберите все в обратном порядке.
В МКПП ВАЗ-2181 отсутствует щуп, а для контроля уровня используется измерительное отверстие. Через него следует заливать свежее масло с помощью специального шприца или компрессора.
Шприц для заливки масла
Чтобы обойтись подручными средствами и залить масло «сверху», с помощью воронки, используют посадочное место для датчика заднего хода, заранее выкрутив сам датчик ключом № 22.
Проверяем
После заливки полного объема масла обязательно нужно проверить его уровень. Для этой операции пригодится щуп. Граница масляной пленки должна находиться между отметками MAX и MIN.
В коробке ВАЗ-2181 уровень трансмиссионки определяют, выкрутив проверочную пробку. Если залит положенный объем, масло доходит до кромки контрольно-заливного отверстия.
Автоматическая коробка перемены передач
Замена масла в АКПП «Калины» 2-го поколения потребует чуть больше инструмента.
Инвентарь:
- Рожковый (накидной) ключ № 19.
- Шестигранный ключ № 5.
- Рожковый ключ № 10.
- Изолента.
- Шланг диаметром до 1 см, длиной 1-1,3 м и пластиковая воронка или нагнетатель.
- Резервуар для отработки.
- Отвертки с «минусовым» и крестообразным шлицем.
Автоматическая коробка Jatco JF414E
Взявшись поменять масло в коробке «Калины» JATCO JF 414E, не забудьте о перчатках и ветоши.
Сливаем
Все просто, как «дважды два»:
- При помощи отверток демонтируйте патрубок воздуховода и блок воздушного фильтра.
- Открутите ключом № 19 сливную пробку на картере АКПП.
- Слейте масло в заранее подготовленный бак. Добиться окончательного истечения удастся только после демонтажа переливной трубки и поддона коробки.
- Шестигранным ключом № 5 выкрутите переливную трубку. Она располагается в глубине, поэтому откручивайте длинной стороной ключа, надев на короткую любой подручный удлинитель.
- Чтобы окончательно избавиться от старого масла, заменить или промыть масляный фильтр, необходимо снять поддон. Для этого открутите ключом № 10 болты крепления. Всего их 16 штук. Выкручивайте сначала с одной стороны, чтобы оставшееся масло стекло в заранее подготовленную емкость.
- Открутите 12 болтов крепления масляного фильтра.
Внимание! Болты фильтра имеют разные длины! Поэтому сразу запомните, где — какой, чтобы не ошибиться при монтаже.
- Фильтр замените или промойте бензином, очистите от металлической стружки магниты (если таковая на них есть) и поддон АКПП.
- Соберите коробку в обратном порядке.
Заливаем
Через горловину для щупа влейте новое масло. Используйте заранее подготовленную воронку трубкой или пневмошприц.
Заливка масла в АКПП
Водрузите щуп обратно. С монтажом воздушного фильтра и пластиковой защиты двигателя не спешите. Впереди — контроль уровня.
Проверяем
Уровень масла в автомате контролируют как «на холодную», так и «на горячую».
Для «холодной» проверки:
- Подсоедините расходомер (если отсоединили).
- Заведите машину, рычаг селектора поставьте в позицию P (паркинг).
- Не заглушая двигатель, вынимайте щуп, протрите, вставьте обратно. После извлеките снова, посмотрите уровень. Если он не доходит до отметки MIN у значения COLD, то масло нужно добавить, а если выше отметки MAX – удалить излишки.
- Теперь монтируйте воздушный фильтр и пластиковую защиту двигателя.
«Горячая» проверка происходит после непродолжительной поездки на автомобиле – 5-10 километров. Далее процесс идентичен проверке «холодной», только ориентироваться нужно на уровень масляной пленки у значения HOT. Замена масла в АКПП «Калины» 2-го поколения завершена.
Оцениваем состояние коробки
О серьезных повреждениях редукторной части автомата судят по наличию в масле и на магнитах металлической стружки. Осадок из сажи на фильтре, пена, белесые примеси сигнализируют об утере составом свойств, возможном попадании охлаждающей жидкости или серьезных проблемах с фрикционами.
Роботизированная коробка
Замена масла в КПП «Лады Калины» на 8 клапанов в автомобилях с модернизированной механикой (тросиковый привод) ничем не отличается от замены на авто с 16-клапанными двигателями.
Меняем масло и фильтр на Лада Калина в гараже
Замена масла в кпп(коробке передач) ваз 2114: периодичность замены, выбор трансмиссионного масла пошаговая инструкция и рекомендации по замене
Некоторые автолюбители пренебрегают рекомендациями по поводу своевременной замены смазывающего вещества. В результате смазка становится темной, загрязненной, теряет свои свойства, что снижает срок службы мотора, он не работает в полную мощность.
Периодичность замены мала зависит от многих факторов:
- качества ГСМ;
- манеры езды водителя;
- условий эксплуатации;
- сезона, в котором эксплуатируется транспортное средство (ТС);
- технического состояния силового агрегата;
- возраста авто.

Если Лада Калина новая, то первую замену смазки делают после трех тысяч километров. При дальнейшей эксплуатации моторное масло вместе с фильтром рекомендуется менять через 10-15 тыс. км пробега, при необходимости раньше. Смазка требует замены, если стала темной, в ней появилось много посторонних включений.
Следует учесть, что периодичность замены зависит от типа масла: минеральное меняется через 5-7 тыс. км., синтетическое – 10-15 тыс. км.
Цилиндр, к которому крепится гофра – это модуль датчика ДМРВ. На этом модуле закреплён один разъём. Отключите его, а хомут, удерживающий гофру, лучше оставить в прежнем виде.
Короб с фильтром просто откидывают назад
Действия, о которых говорилось выше, здесь перечислены по порядку:
- Отключите минусовую клемму АКБ;
- Отсоедините клипсу «1», которая удерживает силовой провод, и отключите разъём «2» датчика ДМРВ (рис. 1);
- Выполните демонтаж клапана продувки адсорбера. Отключают разъём с проводами, затем плоской отвёрткой сбоку надавливают на пружину и выводят сам модуль из пазов (рис. 2);
- Все упоры, удерживающие короб, легко выводятся из прорезей (рис. 3).
Тот разъём, который нужно отключать на «шаге 2», в комплектациях с мотором 21127 будет отсутствовать.
Здесь нужно отключить разъём и снять одну клипсу
Плоской отвёрткой нужно давить на пружину
Каждый упор должен оставаться на металле
