Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Чем отличается минеральное масло от синтетического

Технология производства

Нефтяная индустрия при переработке исходной нефти разделяет ее на различные фракции, отличающиеся по химическому составу (от нефтяного газа к мазуту и твердому остатку). Часть этих фракций имеет свойства, подходящие для использования в качестве смазки. Но даже старые моторы не могут длительно работать на продуктах нефтепереработки, даже достаточной очистки, без коррекции свойств.

Для этого к минеральной основе добавляется пакет присадок, задающих основные эксплуатационные свойства масла.

  • Антифрикционные присадки снижают трение, уменьшая расход топлива, снижая нагрузки на механизмы.
  • Противоизносные присадки увеличивают ресурс двигателя, а при предельных нагрузках вступают в действие противозадирные, борющиеся с повреждениями при разрушении масляной пленки.
  • Модификаторы вязкости расширяют температурный диапазон применения масла.
  • Моющие присадки нужны для того, чтобы выносить из зон трения продукты износа и разложения самого масла, позволяя в дальнейшем отфильтровать их, не давая выпадать в осадок.
  • Антиокислительные присадки уменьшают темпы разрушения базы под действием кислорода, агрессивных картерных газов.

Также специальные присадки, применяемые ROLF Lubricants GmbH, снижают вспениваемость, ограничивают коррозионную активность масла. В итоге при сохранении доступной цены удается значительно улучшить свойства базового масла, позволяя успешно применять этот тип смазки и сейчас.

Синтетика, полусинтетика, минералкаСинтетика, полусинтетика, минералка

Рейтинг минеральных автомобильных масел| Какое лучше выбрать в 2021 году?Рейтинг минеральных автомобильных масел| Какое лучше выбрать в 2021 году?

Тест моторного масла (метод капельной пробы)Тест моторного масла (метод капельной пробы)

Виды моторных масел для автомобилей по ГОСТ

Существуют определенные стандарты, которые распространяются на все виды моторных масел, как для легковой, так и для тяжелой техники, сельскохозяйственных комбайнов, и даже простых бензиновых пил и триммеров.

Масла обладают кинематической вязкостью, что позволяет разделить их на три основные группы:

  • Летние масла. Эта группа моторных масел должна эксплуатироваться только при положительных температурах окружающей среды. Запуск двигателя при отрицательных температурах будет затруднен, или совершенно невозможен из-за вязкости загустевшего масла. А если все-таки двигатель запустится, то будет работать в несвойственном для него режиме с повышенным износом и рано или поздно выйдет из строя и потребует ремонт.
  • Зимние моторные масла. Консистенция этих масел жидкая, что позволяет использовать их при отрицательных температурах, так как масло практически не загустевает на морозе. Но при эксплуатации двигателя в летнюю жару эти масла становятся слишком жидкими и могут привести к поломке ДВС, так как не смогут обеспечить достаточную смазку – на трущихся поверхностях просто не будет образовываться масляная пленка.
  • Всесезонные масла. Эти масла наиболее популярны у автолюбителей, так как позволяют эксплуатировать автомобиль и зимой и летом. В зависимости от температуры окружающей среды характеристики всесезонного моторного масла изменяются. Такие универсальные масла весьма удобны. Согласно принятому в России стандарту ГОСТ 17479.1-2015 моторные масла обозначаются шифром, содержащим буквы и цифры.

Буква М обозначает тип расходного материала – моторное масло. Далее располагаются цифры, обозначающие кинематическую вязкость. Затем идет прописная буквы, относящая масло к той или иной категории по признакам эксплуатационных свойств.

После первой цифры может ставиться буква «з», обозначающая применение в масле специальных присадок, влияющих на вязкость и повышающих этот показатель, «сгущающих» масло.

Для примера. Согласно указанному выше ГОСТу масло, обозначенное как М-6-Б₂, является моторным маслом, имеет шестой класс вязкости, применимо для малофорсированных дизельных моторов.

Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики?

Моторные масла на синтетической основе производятся несколькими способами.

  • Глубокий гидрокрекинг нефти (или HC-синтетика). Эта классификация несколько спорная, поскольку фактически база имеет минеральную природу, но здесь происходит не отбор нужных фракций из сырья, а разрушение цепочек тяжелых углеводородов с получением более легких. По свойствам полученная база близка к настоящей синтетике, в то время как ее себестоимость снижается практически до уровня «минералки».
  • Синтез тяжелых углеводородов из легких (этилен-бутиленовая смесь) дает полиальфаолефиновую синтетику (ПАО). Чистая ПАО-база уже сама по себе имеет низкую температуру застывания, малую испаряемость, хорошо сопротивляется окислению.
  • Эстеровые масла как сырье используют эфирные компоненты растительного происхождения, проходящие полимеризацию. Базовое масло на полиэфирной основе дороже любых других видов синтетики, но обладает весьма ценными свойствами. Так, его вязкость можно «программировать» уже на этапе синтеза, а пленка эстерового масла прочнее удерживается на металлических деталях.

За счет более однородного состава, меньшей необходимости в коррекции присадками синтетические масла превосходят минеральные в эксплуатационных свойствах. Но существует и компромиссная методика производства масла: к минеральной базе добавляется часть гидрокрекинговой, давая в результате так называемую полусинтетику. По цене и свойствам этот тип попадает в сегмент между минеральными и синтетическими маслами.

Процесс производства минерального масла

Технология производства заключается в перегонке нефтепродуктов. Углеводороды в составе натуральной нефти нестабильны, они обладают неоднородной структурой строения молекул. Именно это качество делает полученную смесь неустойчивой при разных температурных показателях.

Для получения моторных смесей в качестве присадок используются натуральные компоненты. Но прежде чем автомасло попадет в смазочную систему двигателя, полученный путем перегонки нефтепродукт подвергается нескольким степеням очистки. Для улучшения структуры нестабильных углеводородных соединений проводится несколько процедур:

  • удаление вредных веществ, таких как смолы, кислоты и сернистые соединения;
  • гидрокрекинг. Этот способ позволяет не только произвести эффективную очистку полученного сырья, но и изменить длину углеводородных цепочек. Тем самым достигается стабильность, а произведенные способом гидрокрекинга смазки не уступают по своим эксплуатационным свойствам синтетике.

Базовая основа масел, используемая для производства моторных жидкостей, может иметь различные вязкостные характеристики.

Технические характеристики и спецификации

Все минеральные масла ROLF проходят обязательные испытания на соответствие требованиям стандартов качества API/ACEA и вязкости по SAE. Таким образом гарантируется, что среди них можно выбрать моторное масло, которое будет соответствовать требованиям производителя автомобиля. Также проводятся необязательные сертификационные испытания по отдельным требованиям автопроизводителей. Перечень таких допусков указывается в характеристиках конкретного сорта масла, что позволяет выбрать наиболее подходящее по свойствам, если завод-изготовитель указывает в сервисной документации дополнительные требования, помимо вязкости и класса качества API.

Преимущества минерального масла

Моторное минеральное масло появляется в результате обработки мазута методом перегона. Оно обладает многими положительными особенностями:

  • низкой стоимостью – технология изготовления масел проста и не требует больших материальных затрат;
  • эффективностью при выполнении функций по защите деталей мотора от разрушений;
  • хорошими смазочными свойствами в расширенном интервале комнатной температуры (от +10 до +30 градусов);
  • стабильностью состава;
  • повышенными моющими, противоизносными, антикоррозионными свойствами – они появляются, если минеральное масло используется совместно с дополнительными присадками;
  • способностью к очистке элементов мотора от продуктов сгорания горючего;
  • минимальным разрушающим эффектом, который оказывается на металлические детали мотора;
  • стабильностью работы при не меняющемся режиме температур;

Плюсы и минусы минерального масла

Минеральные масла недороги, поэтому их можно считать хорошим выбором для старых автомобилей, где нет высоких требований к качеству масла, а его стоимость имеет важное значение для владельца. В малонагруженных, простых по устройству двигателях минеральные масла по своей эффективности достаточны, а более дорогая синтетика не дает ощутимых преимуществ.

В то же время эксплуатационные свойства минеральных масел довольно специфичны. Обеспечить достаточные характеристики по прокачиваемости и усилию проворота коленчатого вала при низких температурах трудно даже при введении сложных модификаторов вязкости. Именно поэтому у минеральных моторных масел индекс низкотемпературной вязкости по SAE находится обычно в интервале от 20W до 15W, а менее густые масла с индексом 10W и ниже – это уже либо полусинтетика, либо синтетика. В северных широтах применение минеральных масел возможно только при наличии пускового подогревателя.

Меньшая стабильность минеральных масел требует снижать интервалы замены, при больших годовых пробегах это может стать аргументом в пользу более дорогих, но имеющих повышенный срок службы масел.

Куда заливать минеральное масло

Чтобы купить минеральное моторное масло, следует знать параметры двигателя и соответствия допускам производителя автомобиля. Обычно, смазки подобного класса используют в атмосферных двигателях легковой, сельскохозяйственной и строительной техники. В 2021 году лубриканты преимущественно покупают для автомобилей отечественного производства типа Москвич, первые модификации ВАЗ и прочих производителей.

Водители также используют минералку для обслуживания тракторов, тихоходных двигателей, где не требуется наличие повышенных смазочных и защитных свойств.

Ввиду повышенной густоты, подверженности к естественному выгоранию, автомасла неприменимы в современных ДВС, где требуется высокая текучесть, стойкость к термическому окислению и механической деструкции. Аналогично смесь может спровоцировать повреждение турбированных двигателей.

Естественно, минералка плохо переносит отрицательные температуры. Следовательно, ее применение в северных регионах ограничено.

Каталог минеральных моторных масел ROLF

ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF Где купить
ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF

Высококачественное масло для универсального применения, в том числе в двигателях с турбонаддувом. За счет использования современного пакета присадок удовлетворяет требованиям стандарта API SL/CF, актуального для автомобилей с повышенными требованиями к моторному маслу.

Подробнее

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF Где купить

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF

Масло для применения в жарком и умеренном климате на бензиновых и дизельных автомобилях. Имеет хорошие моющие свойства, эффективно защищает двигатель при высоких нагрузках.

Подробнее

ROLF KRAFTON M3 U 15W-40 Где купить

ROLF KRAFTON M3 U 15W-40

Минеральное масло, разработанное с учетом специфики дизельных двигателей. Имеет одобрения крупнейших производителей коммерческого транспорта.

Подробнее

ROLF KRAFTON M5 U 15W-40 Где купить

ROLF KRAFTON M5 U 15W-40

Всесезонное моторное масло для более жестких условий эксплуатации, что подтверждается сертификацией по стандарту API CI-4.

Подробнее

Вязкость минерального моторного масла

Мы уже не раз говорили о том, что вязкость — основная характеристика любого (минерального, синтетического, полусинтетического) моторного масла, и зависит она в большей степени от температуры. Для нормальной работы двигателя она не должна превышать установленное значение — так, например, при запуске холодного мотора при минусовой температуре, вязкость масла должна быть достаточно низкой, в жаркое время года — соответственно, наоборот.

Индекс вязкости минеральных масел без присадок колеблется между 85 и 100, с присадками — до 120. По стандарту SAE, который и нормирует использования масла определенного индекса вязкости, минеральные масла делятся на 10W-30, 10W-40 и 15W-40 — числовой показатель здесь указывает на температурный диапазон, при котором будет обеспечена нормальная работа мотора.

Ссылка на основную публикацию
Похожее