Зачем двигателю охлаждающая жидкость
В двигателе работающего автомобиля температура рабочих газов в цилиндрах составляет 800-900 °С. Для того, чтобы не произошло перегрева деталей двигателя и их разрушения, в автомобиле предусмотрена система охлаждения (далее ОЖ). В ней используются жидкости для охлаждения, называемые антифризами.
Если по-простомуАнтифриз — охлаждающая жидкость для двигателя автомобиля. Смесь дистилированной воды и ядовитого спирта. Цвет ему придают различные присадки, улучшающие качества: делают морозоустойчивыми или повышают температуру закипания, уменьшают коррозийность и прочее.
Автомобильные антифризы производятся путем смешивания специального спирта — этиленгликоля или эфира – пропиленгликоля с высокоочищенной водой. Плюс пакет присадок, которые препятствуют коррозии трубок охлаждающей системы, насоса (помпы), радиаторов охлаждения и отопителя салона.
Этиленгликоль в составе антифриза не позволяет ему замерзать в морозы и выкипать в теплое время года.
Зачем нужны присадки вообще?
Вот сейчас, наверное, многие думают — зачем нужны вообще эти присадки, ведь антифриз состоит из этиленгликоля + вода, вроде итак все замечательно! Не кипит и не замерзает! Зачем присадки то еще туда?
Я тоже задавался этим вопросом, и вот что получается:
Смесь этиленгликоля + вода, при всем кажущемся совершенстве – мягко сказать неидеальна! Все дело в том, эта жидкость получается крайне активна! Если ее залить в систему охлаждения автомобиля, то она за считанные месяцы разъест все ваши резиновые и металлические трубки и патрубки, разрушит радиаторы и даже блок двигателя! Чтобы сдержать их агрессивность, ученые стали добавлять различные присадки, которые не дают «проявляться» коррозии и прочим негативным явлениям.
Присадки не одинаковы, всегда идет поиск более совершенной, которая будет дешевой, а также эффективно обуздает все негативные проявления антифриза. Чтобы их различать, приняли универсальное решение — присадки стали окрашивать в определенные цвета, чтобы различить возможности жидкостей. Таким образом, появились красный, зеленый или синий цвета.
Теперь более подробно.
Какого цвета бывают антифризы
В магазинах можно видеть красные, зеленые, синие и даже желтые и фиолетовые антифризы. Могу вас заверить, качество ОЖ напрямую не зависит от его цвета.
Цвет антифризу придают красители, а полезные свойства — присадки. Состав которых согласован между его производителем и потребителями, то есть автомобильными фирмами, выпускающими определенные марки автомобилей.
Например,
- на заводах фирмы FORD в систему охлаждения заливают оранжевый антифриз,
- в GM-Opel используют розовый,
- на нашем родном АвтоВАЗе — красный,
- для автомобилей VOLVO – желтый.
Яркий цвет антифриза позволяет легко контролировать его уровень в системе охлаждения по меткам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Следить за уровнем охлаждающей жидкости необходимо также внимательно, как и за уровнем масла в двигателе. От этого напрямую зависит здоровье двигателя вашего авто, а оно как известно, сердце каждой машины.
Встречаются антифризы с флуоресцентной окраской для быстрого выявления места протечки в лучах люминесцентной лампы. Отверстия, через которые уходит из системы ОЖ могут быть микроскопическими трещинками. Уровень жидкости в бачке понижается, и понять, где происходит утечкана глаз чрезвычайно трудно. В этом случае, задача облегчается.
Посмотрите видео — какого цвета бывает антифриз и как его правильно выбрать.

Антифризы делятся на 4 класса, исходя из состава внесенных в них присадок:
- Класс G11+, G11 – гибридные.
- Класс G12+, G12 – карбоксилатные.
- Класс G12++, G13 — лобридные.
- Класс «Тосолы» — традиционные.
Давайте рассмотрим их по-порядку.
Функции конкретных цветов
На современном автомобильном рынке представлено большое количество разновидностей антифриза. Выпускается множество различных цветов: от синего до желтого. Кроме того, может происходить и смешение цветов, выпуск определенных оттенков.
Нужно учитывать, что окраску охлаждающей жидкости делает производитель – цвет антифриза не говорит ни о каких технических свойствах. Именно по этой причине следует заранее изучать технические свойства подобной жидкости. Производители добавляют в охлаждающие жидкости красящие присадки по следующим причинам:
- Помогает быстро и без проблем определить место протечки. Для этого используют флуоресцирующие лампы, которые позволяют подсветить участки подтекания.
- Помогает не допустить спутывания антифриза с водой. Если охлаждающая жидкость попадет в организм, она вызовет множественные побочные эффекты, в некоторых случаях даже летальный исход.
- Отличает определенные типы антифризов от других.
Гибридные
Гибридными являются недорогие синие и зеленые антифризы. В состав которых кроме синтетических присадок добавлены и органические:
- фосфаты,
- силикаты,
- нитриты.
На заметочку
Они придают антифризам антикоррозионные, противопенные, гарантирующие от появления нерастворимого осадка, свойства.
Гибридные охлаждающие жидкости наиболее распространены у нас в стране. В G11+ применяется улучшенный пакет присадок. Срок службы таких ОЖ от 3-х до 5-ти лет.
Лучшими из этого класса считаются отечественные антифризы Felix Prolonger G11, Sintec Euro и CoolStream Hybrid Extra.
Карбоксилатные
К карбоксилатным относятся красные антифризы средней ценовой категории. Они имеют в составе присадки на основе карбоновых кислот, повышающих теплоотдачу и устраняющих коррозию в системе охлаждения.
Ресурс таких охлаждающих жидкостей более 5-ти лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. В G12+ применяется расширенный пакет присадок.
Наиболее популярными в этом классе являются антифризы Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.
Модификации красного антифриза
Для решения проблем с образованиями коррозии в системе были разработаны антифризы, получившие названия G12+, G12++. Которые отличаются от G12 добавлением химических присадок в количестве 10-15% от их общего объема.
Благодаря профилактическим функциям неорганических соединений, получилось добиться меньшего образования очагов коррозии без существенной потери теплоотдачи.
Желтый антифриз (G13). Разработан концерном VAG в 2012 году специально для своих автомобилей. Изначальный цвет, применяемый на немецких автомобилях – фиолетовый.
В базовую основу входит пропиленгликоль и дистиллированная вода. В сравнении с этиленгликолем, такое соединение практически безвредно. Добавление в его состав гибридных присадок (органических и химических) повышает его профилактические и защитные функции. Температур замерзания около — 40 градусов. Закипает при +140 градусах.
Лобридные
Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.
Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.
- Срок их службы более 5-лет.
- По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
- По цвету они бывают розовые и фиолетовые.
Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее. Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.
Зачем автомобилисту это знать
Охлаждающие жидкости отличаются друг от друга по характеристикам, происхождению и составу. Если не знать, что залито в систему, то доливая тосол или антифриз можно перемешать их. Это негативно повлияет на работу мотора и системы охлаждения в целом. Три случая, при которых автовладелец должен знать, какая охлаждающая жидкость залита в систему:
- при покупке машины. Если автомобиль только куплен, то опытные механики рекомендуют будущему хозяину узнать какой хладагент залит в машине. Следующим вопросом, который должен будет задать автовладелец продавцу: «Когда был поменяна ОЖ в последний раз?»;
- при проблемах с системой охлаждения в автомобиле. Например, когда плохо работает печка, либо перегревается двигатель. Причиной этих неполадок становится некачественный хладагент. Поэтому надо понимать, какую ОЖ разрешил использовать в автомобиле производитель;
- при стабильной работе системы охлаждения. В этом случае потребуется поменять охлаждающую жидкость именно на ту, которая была залита до момента покупки.
ОЖ бывают нескольких видов. По ним определяют рабочий температурный диапазон, защитные характеристики.
Какие виды хладагента производят компании:
Тосол – это отечественная марка охладителей. Расшифровывается аббревиатура как «Технология органического синтеза». Состоит из компонентов:
- этиленгликоль;
- дистиллят.
Тосол появился еще в советское время. А антифриз пришел на рынки России уже после развала СССР. Антифриз – это разработка западных специалистов. Эта жидкость охлаждает двигатель в летнее время и не замерзает в зимний период. Антифриз классифицируют по следующим типам:
- G 11 (жидкость зеленого цвета) – для изготовления используют силикатную технологию. ОЖ состоит из органических соединений. Защищает систему от коррозии. Совместим с радиаторами из алюминия. К этому классу относится отечественный тосол;
- G 12 (красного цвета) – для изготовления используют карбоновые кислоты. Все также добавляются органические соединения в жидкость. Такой антифриз можно эксплуатировать пять лет не меняя его в машине;
- G 12 + – изготавливается из соединения органических и синтетических добавок. В Европе при создании антифриза этой марки используют силикаты, а в США, наоборот, нитриты;
- G 12 ++ – производство этого класса началось в 2008 году. Это жидкость, разработанная на синтетической основе. Совместим с радиаторами из меди и латуни;
- G 13 – класс появился в 2012 году. Состоит из экологичных соединений нового поколения. Не вредит окружающей среде и не наносит вреда радиаторной решетке и системе охлаждения в целом.
Составы красного цвета обеспечивают работу двигателя до минус 65 градусах по Цельсию. Составы синего и зеленого цвета – до минус 45 градусов.
Тосолы
Тосолы – (А 40, А 40М), самые распространенные в России традиционные антифризы, в которых присадками служат только неорганические вещества и их смеси.
Тосолы создавались еще в СССР для охлаждения чугунных двигателей отечественного производства. Они постепенно утрачивают свою популярность из-за низких, по сравнению с антифризами эксплуатационных свойств.
- Температура замерзания тосола — 40 °С, а у современных антифризов — 42-45 °С.
- Температура закипания антифризов доходит до + 120-130 °С, а у тосола максимум +105-108°С.
Пакет присадок в тосолах минимален, он чаще склонен к вспениванию. Поэтому не годен для использования в современных силовых агрегатах иномарок и новых моделях отечественных авто.
Срок службы тосола не превышает 2-х лет и заменять его необходимо через каждые 60 тыс. км пробега. Современные антифризы позволяют эксплуатировать автомобили без проблем до пробега 100 -120 тыс. км.
Самые проверенные тосолы — Felix, Detroil и Тосол А-40 .
Чем отличаются между собой антифризы разных цветов
Чем отличаются между собой антифриз синего, зеленого, красного цветов и марок G11 и G12?
Чтобы разобраться с вопросом, какую охлаждающую жидкость можно заливать, и допускается ли их смешивание, стоит знать особенности антифризов типов G11 и G12.
Здесь стоит знать следующее.
G11.
Антифризы неорганического типа носят название гликолевых. В основе жидкости содержатся ингибиторы коррозии, формирующие защитную пленку на внутренней части элементов мотора.
Такие присадки полезны в случаях, когда ОЖ контактирует с цветными металлами.
Если на поверхности нет защитной пленки, то происходит разрушение металла из-за действия гликолевой основы.
Составы G11 служат в течение 2-3 лет, после чего требуют замены.
Первым представителем таких антифризов была охлаждающая жидкость под названием VW coolant G11 (производитель — компания Фольксваген).
На современном этапе компания выпускает под этой маркой «гибридные» ОЖ, которые производятся по следующей спецификации — VW TL 774-C.
Что касается остальных производителей, то они идут по пути родоначальника, но четко следовать заявленным требованиям не всегда удается.
Так, в оригинальном антифризе G11 отсутствуют фосфаты, амины или бораты.
Что касается охлаждающих жидкостей G11 от других производителей, то в них эти добавки, как правило, имеются. Цвет изделий чаще всего зеленый.
G12.
Охлаждающие жидкости, которые относятся к категории карбоксилатных антифризов.
Уже упомянутая компания Volkswagen ранее выпускала продукт VW coolant G 12, после чего разработала спецификацию, соответствующую новой охлаждающей жидкости (ее название — VW TL 774- D).
В отличие от рассмотренного выше G11, двенадцатый тип по-иному действует на мотор.
Не секрет, что современные силовые агрегаты выполнены без применения меди и латуни, а основными источниками являются сталь и алюминий.
В процессе работы на поверхности этих металлов создаются коррозийные пленки, которые приводят детали двигателя к постепенному разрушению.
Присадки в составе G12 исключают появление такого налета. Новая технология, которая применяется в процессе производства, носит название Long Life. Преимущество в том, что ОЖ работает дольше.
Но полностью перейти на новый состав можно только в случае, когда в моторе нет цветных металлов. В иной ситуации добавки G12 разрушат поверхность.
Цвет G12, как правило, красный (реже — желтый).
Можно ли смешивать антифризы
Кто бы вам что не говорил, если вы не хотите проверять, насколько двигатель вашей машины прочен и вечен, не смешивайте антифризы ни разных марок, ни разного цвета.
Никогда нельзя заранее сказать в какую реакцию вступят между собой присадки и какое количество взвеси в результате образуется. Все это попадет в систему, забьет трубки системы охлаждения, насос (помпу).
В результате вы встанете с закипевшим двигателем прямо на трассе. И, по закону подлости, в самый неподходящий момент. Залит в вашу машину антифриз одного типа, вот его и доливайте. При полной замене тоже желательно обойтись без экспериментов.
Важно
Смешивать антифризы разных классов и разного цвета не стоит, даже если вы считаете, что состав примерно идентичен.
Если в вашем авто уровень охлаждающей жидкости понизился незначительно, можно восполнить его дистиллированной водой. Но немного и ненадолго. А затем нужно приобрести точно такой же антифриз и долить его в систему. Тем более, что добавленный дистилят будет испаряться, как обычная вода, только с меньшими последствиями в виде накипи.
В случае, когда вы не знаете какой антифриз используется в вашем автомобиле (особенно после покупки авто с пробегом), не затягивайте с его заменой. Промедление может принести вам массу проблем, вплоть до переборки двигателя.
Посмотрите на эту тему видео. Какого цвета бывает антифриз, чем одна охлаждающая жидкость отличается от другой и стоит ли их смешивать при добавлении.
Вам также может быть интересно
Антифриз зеленого цвета
Этот антифриз имеет более высокие технологические характеристики, чем ТОСОЛ, и по составу мало отличается от синих и желтых жидкостей. Главное – обращать внимание на допуски и технические характеристики на этикетке.
Какие антифризы можно смешивать: таблица совместимости
В некоторых ситуациях возникает необходимость в комбинировании разных охлаждающих составов. Жидкости приходится смешивать, например, когда нужно долить в систему недостающее количество ОЖ при непредвиденных поломках на дороге. Чтобы продлить срок службы узлов системы охлаждения, нужно заблаговременно изучить информацию о совместимости разных составов.
Какой антифриз выбрать
Если нужно заменить охлаждающую жидкость,то вопрос какой антифриз выбрать для своего автомобиля очень важен. Он появляется при покупке подержанного авто.
Так как, не всегда доподлинно известно, использовал ли прежний владелец рекомендованную производителем охлаждающую жидкость, или в системе давно все поменяно и заменено.
Внимание
При замене любой охлаждающей жидковсти в авто обязательно меняйте ее с промывой системы. Это избавит от неприятных неожиданностей и лишних расходов.
Существует универсальное правило:
- Радиатор автомобиля медный или латунный, покупайте красный или розовый антифриз.
- Алюминиевый или дюралевый – подойдет синий или зеленый.
Но правильнее будет приобрести такой антифриз, марка которого указана в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Если используется антифриз класса G12, то только его вы и можете применять. Цвету жидкости особого значения можно не придавать.
ОЖ любого цвета будет защищать ваш автомобиль, если он соответствует спецификации и допускам, разработанным производителем. Какой фирме доверять – это уже ваш личный выбор.
Таблица №1. Расшифровка обозначений охлаждающих жидкостей для иномарок.
Как определить качественный тосол
Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.
Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр. При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.