Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Дым из выхлопной трубы — как диагностировать машину по цвету выхлопа

Белый дым из выхлопной трубы

    285 14 326k
    38 0 57k

Белый дым из выхлопной трубы в зимнее время частое явление, поэтому, как правило, на него мало кто обращает внимание, а вот летом, когда тепло, валящий густой белый выхлоп настораживает, причем как владельцев дизельного авто, так и машин с бензиновым двигателем. Давайте разберемся с тем, почему появляется белый дым из выхлопной, опасны ли причины, и как узнать его происхождение.
Безобидный дым, а вернее пар, белого цвета, не должен иметь особого запаха, поскольку образовывается за счет испарения скопившегося конденсата в трубах выхлопной системы и в самом двигателе при температуре воздуха ниже +10°C. Поэтому не стоит путать его с дымом, который покажет наличие проблем в системе охлаждения или самом моторе.

Белый дым – признак повышенной влажности в выхлопной системе

. После прогрева двигателя пар и конденсат пропадают, но если дым все равно выходит из выхлопной, то это признак неисправности двигателя.

С чем связан дым различных цветов из выхлопной трубы

О каких проблемах говорит цвет дыма из выхлопной трубы

Чересчур интенсивный выход дыма из выхлопной трубы автомобиля – это верный признак технической неисправности. При этом особое внимание следует уделять не только объёму, но и цвету выхлопа, поскольку он определяет характер поломки, её тяжесть, а также возможность дальнейшего передвижения своим ходом до станции технического обслуживания. Рассмотрим наиболее распространённые случаи и проанализируем причины их возникновения и возможные последствия.

Сильный дым из глушителя — возможные причины

Многим знаком случай, когда после длительного простоя авто из выхлопной трубы вдруг начинает валить густой дым. Часто он исчезает после прогрева и во время езды, в этом случае не стоит рассматривать много пара как признак поломки двигателя.

Дым может быть разнообразных оттенков — черным, белым, серым, смешанным. Цвет — важнейший признак для диагностики. Также помимо дымления могут быть замечены и другие неполадки, которые раньше не проявлялись; на них тоже следует обращать внимание для комплексной оценки ситуации.

Обычно много дыма говорит о неисправностях нескольких рабочих групп машины:

  • управляющая система (в частности, подача топлива);
  • охлаждающая система;
  • механика (распределительный механизм, поршни и др.).

Таким образом, пар из глушителя возникает или из-за проникновения в цилиндры двигателя масла (или охладителя), или из-за проблем со сгоранием топлива. Присутствие при сгорании лишних веществ и придает выхлопным газам необычный оттенок и запах.

В процессе анализа неисправностей выявляется тот факт, что дым может быть одного цвета даже имея разные причины возникновения. Также дефекты одной системы, вызывающие задымление, могут быть следствием проблем в другой системе. Соответственно, искать нужно первичную причину.

Черный дым из выхлопной трубы

При нарушении смесеобразования (когда горючая смесь получается переобогащенной), газовая струя может приобрести черный цвет. В этом случае причинами неисправностей могут стать нарушения работы механизмов зажигания, подачи топлива или управления впрыском. Черный цвет дым приобретает из-за высокого содержания в нем сажи, которая образуется при неполном сгорании горючего.

Перечислим основные причины возникновения черного дыма:

  • Засоренность свечей зажигания или неправильная регулировка их зазоров.
  • Забитый воздушный фильтр.
  • Неправильная регулировка клапанных зазоров в ДВС.
  • Подтекание форсунок.
  • Засоренный механизм отвода выхлопных газов.
  • Нарушения работы карбюратора.

Появлению черного дыма нередко сопутствуют:

  • Чрезмерный расход горючего.
  • Затрудненный запуск.
  • Неустойчивость работы силовой установки, падение ее мощности.
  • Высокое содержание в выхлопе ядовитых веществ.

Попадание ОЖ в цилиндры двигателя

Чаще всего дым белого цвета появляется на прогретом двигателе из-за пробоя прокладки ГБЦ, либо трещины в самой головке или цилиндре.

Прокладка ГБЦ расположена между блоком цилиндров и головкой блока цилиндров. Служит она для герметизации камеры внутреннего сгорания и каналов с охлаждающей жидкостью. Если ее целостность нарушается, это может привести к тому, что в камеру внутреннего сгорания начнет просачиваться антифриз, сгорание которого и приводит к образованию белого дыма.

На подобную поломку могут указывать сразу несколько симптомов:

  • Во-первых, из выхлопной трубы начинает идти густой белый дым, иногда двигатель при этом может троить.
  • Во-вторых, при попадании ОЖ в цилиндры, как правило, начинают плавать обороты двигателя.
  • В-третьих, уровень охлаждающей жидкости в бачке постоянно снижается.

Удостовериться в том, что в камеру внутреннего сгорания попадает именно охлаждающая жидкость можно с помощью простого листа белой бумаги, для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • В первую очередь прогрейте двигатель до рабочей температуры, еще лучше после этого произвести имитацию небольшой пробега автомобиля в течение 10-20 минут.
  • Далее возьмите чистый лист бумаги и поднесите его к выхлопной трубе работающего автомобиля (при этом полностью перекрывать отверстие не нужно), удерживайте его в таком положении секунд 20-30.

Если в результате проверки на бумаге остались только водянистые пятна, значит, охлаждающая жидкость, проходящая в пазах прокладки ГБЦ надежно загерметизирована. А вот наличие маслянистых разводов или капель указывает на утечку антифриза или тосола в камеру сгорания.

Заменить пробитую прокладку самостоятельно довольно проблематично. Так как при этом важен порядок закрутки болтов и степень их затягивания. При смене прокладки обязательно нужно соблюсти абсолютно ровную поверхность прилегающих поверхностей. В отдельных случаях это требует использования специальных инструментов. К тому же в некоторых моделях двигателей добраться до прокладки очень непросто. Поэтому замену детали лучше доверить профессионалам.

Смотрим видео, белый дым из глушителя, определяем неисправность:

Синий дым

Обычно выхлоп синего цвета – это результат попадания в ТВС моторного масла. Недаром о синем дыме, идущим из глушителя, говорят «масляный». Несложно предположить, что подобное явление сопровождается увеличенным расходом смазывающей жидкости. В штатном режиме работы силового агрегата при расходе ММ 10 г/100 км. синий дым из глушителя будет наблюдаться исключительно в переходных режимах. Если же имеются протечки масла, то такой результат будет характерен для всех режимов функционирования силового агрегата.

Для опытных автомобилистов не составит труда, ориентируясь на определённые признаки, уточнить причину появления цветного выхлопа, что помогает быстро решить проблему.

Начинающим владельцам достаточно знать, что все подобные случаи подразделяются на две больших категории:

  • когда сине-белый окрас выхлопа наличествует только во время прогрева автомашины, а впоследствии исчезает, это нормальное явление, вызванное естественными тепловыми процессами: при нагревании металлические детали расширяются, уменьшая зазоры, и протечки масла прекращаются, а выхлоп приходит в норму;
  • если сизый дым, идущий из выхлопной трубы, наблюдается и на прогретом двигателе, можно говорить о значимом износе узлов силового агрегата, то есть теплового расширения уже недостаточно для надёжной герметизации зазоров, что и приводит к проникновению моторного масла в ЦПГ.

И в первом, и во втором случаях неизбежны потери смазочной жидкости, однако если при отсутствии износа нормы расхода минимальны (мы уже их приводили – максимум 10 граммов масла на сто километров пробега), то для второй категории они могут быть значительными.

Именно поэтому рекомендация проверять уровень ММ по щупу ежедневно так навязчиво предлагается в большинстве материалов, посвящённых правильной эксплуатации автомобиля. Разумеется, столь микроскопические дозы, как 10-100 г. на щупе обнаружить невозможно, но потеря 0.5-1 литра смазочной жидкости заметно сдвинет показания в сторону риски MIN. В этом случае владельцу транспортного средства следует незамедлительно начать искать причину падения уровня масла – это поможет предотвратить поломку мотора и, соответственно, немалые траты средств на его ремонт.

Отметим, что на автомобилях, оснащённых каталитическим нейтрализатором (а это большинство современных марок и моделей), падение уровня масла может и не сопровождаться изменением цвета выхлопа, поскольку это устройство в состоянии очищать большую часть вредных компонентов выхлопного газа.

Многие водители определяют степень износа ЦПГ по уровню компрессии, что не совсем корректно. Дело в том, что протечки масла при работающем двигателе – явление в определённом смысле позитивное: оно уплотняет зазоры, и, если они не слишком превышают норму, давление картерных газов и компрессия будут в норме. А значит, используя компрессометр, вы не можете получить искажённые результаты. Вот почему желательно совмещать эту процедуру с проверкой уровня моторного масла.

А теперь рассмотрим, о каких зазорах идёт речь, то есть какими путями проникает смазка в цилиндры. Чаще всего масло попадает в камеру сгорания через поршневые кольца, но есть и другой путь – увеличившийся зазор между клапанными стержнями и направляющими втулками.

Причина №2

Если сильный дым белого цвета идет из выхлопной трубы в теплой время года или на прогретом моторе, то это может говорить о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Пар образуется из-за того, что в жидкости есть вода, которая также испаряется. Довольно часто его можно спутать с масляным дымом. Для того чтобы уточнить, можно провести простую проверку старым способом. Прогреваем двигатель и подносим к глушителю листок бумаги. Если выбрасывает вода, а не масло, то со временем листок высохнет и на нем не будет ирных пятен.
Итак, идем дальше. Охлаждающая жидкость в цилиндре может появляться не только из-за поврежденной прокладки, но и вследствие образования трещин на блоке или головке цилиндров. Иногда это может приводить к попаданию выхлопных газов в охлаждающую систему. Проверить это можно очень просто: откручиваем крышку расширительного бачка и смотрим на жидкость. Если на ней есть пленка или идет отчетливый запах выхлопа, то проблема определена.

Белый дым из выхлопной трубы автомобиля

Первым делом необходимо верно определиться с тем, что понимать под понятием «дым». Если из выхлопной системы автомобиля при старте и в первые минуты его работы выходит белый дым, который после рассеивается и выхлоп не выглядит подозрительным, вероятнее всего это пар. Подобная ситуация считается нормальной для холодного времени года, особенно после длительной стоянки автомобиля на улице. В выпускной системе за время простоя транспортного средства оседает влага, которая начинает испаряться при выходе отработавших газов.

Существует важное правило: Чем холоднее погода, тем более насыщенным и плотным является пар, исходящих из выхлопной системы. При температуре ниже -20 градусов по Цельсию пар может исходить и на прогретом двигателе, вводя автолюбителей в заблуждение, что выходит не пар, а именно дым.

Имеются простые способы отличить белый дым из выхлопной трубы от пара:

  • Для первого диагностического приема требуется взять листок бумаги и приложить его к выхлопу автомобиля. Когда на листе появится достаточное количество влаги, необходимо его просушить и посмотреть на результат. В случае если из автомобиля выходит белый дым, а не пар, на листке останутся масляные разводы;
  • Визуально отличить дым от пара очень просто. Если из выхлопной трубы выходит плотный белый дым, который с трудом рассеивается, значит, проблема серьезнее, чем испарение осевшей в выпускной системе воды. Безопасный пар ведет себя иначе – довольно быстро бесследно испаряется.

Если удалось определить, что из выхлопной трубы автомобиля выходит именно белый дым, а не пар, бросьте идею отправляться в поездку на данном автомобиле. Любые из дефектов, которые приводят к появлению белого дыма, способны быстро прогрессировать, приводя к выходу из строя дорогостоящих узлов двигателя.

Чаще всего белый дым из выхлопной трубы автомобиля выходит, если в цилиндры попадает антифриз. Данная неисправность возникает из-за снижения герметичности вследствие повреждения прокладок или блока цилиндров.

Чаще всего белый дым из выхлопной трубы и причины, по которым он появляется, становятся результатом выхода из строя компонентов системы охлаждения. Даже если поврежденные прокладки, через которые антифриз попадают в цилиндр, или другие проблемные компоненты были заменены, следует также дополнительно проверить всю систему охлаждения – вентиляторы и датчики, шланги, соединения, радиатор, термостат и прочее.

Белый дым

Если вы заводите свой автомобиль после длительного простоя, белый выхлоп не будет являться признаком какой-либо неисправности. Белесоватый оттенок – это результат насыщения выхлопных газов водой. Дело в том, что на непрогретой машине влага, находящаяся в атмосферном воздухе, в районе выхлопной трубы частично конденсируется, что и делает выхлоп непрозрачным. Этому явлению соответствует характерный признак – наличие капель воды на срезе трубы. Как только мотор прогревается, конденсат исчезает, и выхлоп опять становится прозрачным.

Впрочем, при отрицательных температурах (морозе более 10 градусов) пар будет образовываться в выхлопной системе автотранспортного средства и на прогретом силовом агрегате. Если температура опускается до минус двадцати градусов, из выхлопной трубы будет валить густой белый дым, напоминающий дым из печной трубы.

Таким образом, температура и влажность воздуха напрямую влияют на цвет дыма, идущего из глушителя.

Но если на улице – плюсовая температура, а двигатель горячий, и при этом из трубы идёт дым белого цвета – это уже явное свидетельство либо проблем с системой подачи топлива, либо перегрева мотора. Опытные автомобилисты в состоянии более точно диагностировать состояние машины по запаху и оттенку выхлопа. Перечислим самые распространённые причины этого явления:

  • конденсат в оконечной части глушителя;
  • попадание в бак с горючим воды;
  • несбалансированное/неправильное функционирование системы впрыска;
  • в камеру сгорания проникает ОЖ;
  • ТВС сгорает частично.

Отметим, что в зависимости от типа силового агрегата (бензиновый или на солярке) могут различаться и причины возникновения белого дыма поэтому стоит рассмотреть их по отдельности.

Белый дым в дизельном моторе

Характерной особенностью дизельного агрегата является впрыск горючего в КС через форсунку под достаточно большим давлением. При прохождении солярки через сопло образуется факел распыла, позволяющий максимально равномерно распылять топливо по всему объёму камеры. Внутри цилиндра эти мельчайшие капли нагреваются и начинают активно испаряться.

Независимо от того, работает ли мотор под нагрузкой или в режиме ХХ, подобное распыление при исправном силовом агрегате происходит одинаково эффективно. Воспламенение ТВС происходит в результате её нагрева, при этом в идеальном варианте смесь воздуха и солярки сгорает практически полностью, приводя в движение поршень. Но поскольку горение – это бурная химическая реакция, в результате этого процесса образуются негорючие вещества, которые называют выхлопом. Для идеальных условий, которые характерны для нового автомобиля, цвет выхлопа будет прозрачным, невидимым. Белый оттенок приобретается в следующих случаях:

  • на холодном моторе в глушителе имеется повышенная влажность;
  • сгорание ТВС происходит частично;
  • наличие обильного конденсата в выхлопной системе;
  • в цилиндры проникает ОЖ.

Если речь идёт о прогреве исправного дизельного силового агрегата, то, как уже говорилось выше, это нельзя рассматривать как патологию – белый оттенок выхлопу придаёт конденсат, скопившийся в глушителе за время простоя машины. Обычно после выхода на обычный температурный режим двигателя выхлоп становится прозрачным. Зимой на прогрев мотора уходит больше времени, поэтому и дым валит из трубы дольше обычного.

Рассмотрим более подробно остальные причины.

Неполное сгорание солярки

ПО разным причинам сгорание ТВС может происходить частично. В результате часть газов, которые приводят в движение поршень, проникает в выхлопную систему автомашины. При исправном двигателе такое явление характерно для зимнего периода, когда ТВС, попадая в цилиндр, своевременно не воспламеняется, поскольку не успевает прогреться до соответствующей температуры. При прогреве силового агрегата все процессы приходят в норму, и цвет выхлопа становится прозрачным. Если этого не происходит – можно говорить о наличии неисправностей.

Как правило, неполное сгорание ТВС в дизельном моторе – результат рассогласования угла подачи в камеру сгорания горючего, даже сели система вышла на штатный температурный режим работы.

Густой белый дым, идущий из выхлопной трубы в этом случае, является следствием запаздывания вспышки топливно-воздушной смеси, из-за чего снижается скорость её сгорания, даже если распыление солярки форсунками происходит в штатном режиме и без отклонений.

Причины неполного сгорания ТВС в дизельном силовом агрегате:

  • свечи накала работают неэффективно;
  • компрессия в цилиндрах по отношению к номинальному значению снижена;
  • в ТНВД имеются проблемы (обычно это износ плунжерных пар).

К таким же результатам приведёт впрыск солярки под более высоким давлением, чем в норме.

При наличии подобных неисправностей могут наблюдаться трудности с пуском мотора, независимо от его состояния, дизельный агрегат начинает «троить», пропадает стабильность работы и на ХХ, и под нагрузкой.

В результате уменьшается разгонная динамика, растёт расход дизтоплива, да и вообще машина начинает откровенно «тупить» при нажатии на педаль акселератора.

В цилиндрах появляется ОЖ

Строго говоря, попадание в цилиндры тосола может изменить цвет выхлопа на любой – об белого до густого серого, в зависимости от конкретного состава ОЖ. В то же время консистенция дыма (густой или достаточно прозрачный) зависит уже от других факторов, прежде всего – от температурных.

Задымленность выхлопа – это прямой результат увеличения количества воды в ТВС, однако само по себе это не сильно сказывается на работоспособности самого мотора. Но наличие в солярке серы – это тот отрицательный фактор, который характерен именно для дизельных двигателей. В цилиндрах это вещество в результате воздействия высоких температур окисляется с образованием сернистого ангидрида, который заметно снижает ресурс силового агрегата и всех связанных с ним узлов автомобиля.

Как же попадает тосол/антифриз внутрь цилиндров? Чаще всего – по причине разгерметизации прокладки БЦ. Она может прогореть, деформироваться или оказаться пробитой. Реже, но к таким же результатам приводит трещина в головке БЦ или непосредственно в блоке. Ещё один путь проникновения ОЖ в цилиндры – из-за разгерметизации прокладки коллектора системы впуска (однако это возможно не на всех модификациях дизельных моторов).

Если утечка охлаждающей жидкости серьёзная, это скажется на эффективности работы системы охлаждения (двигатель начнёт перегреваться, что можно заметить по шкале приборов или контролируя уровень ОЖ в расширительном бачке).

Какие ещё причины могут быть связаны с выходом дыма белого цвета?

Дело в том, что порой антифриз из-за повреждённой прокладки головки блока или микротрещин может попадать в цилиндр.

Дефекты при работе силового агрегата могут быть обусловлены проникновением выхлопных газов в систему, отвечающую за охлаждение. Это является основополагающим для понимания причины появления белого дыма из выхлопной трубы автомобиля.

Может, всё дело в фильтрах?

Как ни странно звучит, а возможной проблемой появления дыма белого цвета из выхлопной трубы автомобиля могут стать фильтры. Которые отвечают за чистоту воздуха силового блока. Это уже доказано и считается неоспоримым фактом.

Грязный фильтр затрудняет свободному проходу чистого воздуха. При этом создаётся переизбыток топлива. Как следствие, увеличивается «дымность». Причём, наряду с дымом белого цвета, может появиться ещё одна проблема. Выделение из трубы автомобиля дыма чёрного цвета. Но это уже совсем другая история, причины которой желательно осветить отдельно.

Резюме

Безусловно, проблемы связанные с дымом из выхлопной трубы, как явление, нужно лечить техническими методами. Это прямые причины. Если дефекты вызваны, в основном, перегревом силового агрегата нужно обратить внимание и избавиться от неисправностей системы охлаждения мотора.

Может быть, вышел из строя термостат или возникли проблемы с датчиком включения вентилятора. Порой сам вентилятор отказывается работать. Что может ещё стать причиной, почему идёт дым? Иногда случается частичная разгерметизация радиатора, но чаще выходят из строя соединительные шланги. Реже возникают проблемы с пробкой.

Когда глушитель дымит белым – неисправности.

Существует несколько причин, вызывающих появление белого дыма из выхлопной трубы автомобиля. Большинство связаны с наличием в топливо-воздушной смеси посторонних примесей.

Антифриз в цилиндрах.

Безусловным лидером среди неполадок является попадание охлаждающей жидкости в цилиндры силового агрегата. Характерна она для всех авто, вне зависимости от того, установлен бензиновый двигатель или дизельный. Попадая в камеру сгорания, антифриз испаряется, пары смешиваются с продуктами горения. Образовавшаяся смесь попадает в выпускной тракт, проходит глушитель, создавая густое облако белого дыма на выходе.

Диагностика неисправности.

Провести диагностику опытному автомобилисту труда не составит. Необходимо:

  • Завести двигатель, прогреть в течение 10-15 минут;
  • Взять лист белой бумаги, приложить к выхлопной трубе (закрывать до 50% диаметра), держать 10с.

Выводы делают на основе визуального анализа полученного пятна. Мокрый след без включений масла свидетельствует об отсутствии проблем (облако образовано исключительно водяным паром).

Наличие масляных следов является признаком неисправности.

Для гарантированного выявления проблем следует:

  • Открыть крышку расширительного бачка или радиатора. При нарушении герметичности каналов системы охлаждения продукты сгорания попадают в охлаждающую жидкость, признаком чего выступает характерный запах.
  • Контролировать уровень и качество антифриза в системе. При нарушении герметичности количество жидкости постоянно уменьшается (требуется доливка), происходит загрязнение маслом и продуктами горения (изменяется цвет, нарушается консистенция, образуется пена), становится нестабильным давление (жидкость выдавливает в бачок, возможен выброс через крышку).
  • Проверять качество масла. Антифриз, попадающий в цилиндры, смешивается со смазочными материалами и проникает в масляный картер — образуется эмульсия, свойства которой не обеспечивают смазку деталей силового агрегата. Характерный признак проблемы – вспенивание масла (пена хорошо заметна на щупе и пробке при контроле уровня).
  • Осмотреть свечи – следы ОЖ на электродах, юбке, резьбовой части заметны невооруженным глазом.

Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым

Сначала проведите простой осмотр: вытащите масляный щуп и проверьте не только объем масла, но и как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Попадание в масло воды нередко выводит из строя двигатель.

Характерное проявление такой проблемы — не белый, а даже сизый дым. Он оставляет за автомобилем целое туманное облако.

Загляните в расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами, а на антифризе есть едва заметная масляная пленка — это плохие признаки.

Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода — осмотреть нагар на свече зажигания. В таком случае она будет совершенно чистой, как будто только что из магазина, или даже мокрой.

Понять, почему валит белый дым из выхлопной трубы, можно с помощью простой белой салфетки, которую нужно поднести к глушителю при включенном двигателе. Салфетка не загрязнится, если причина дыма — обычный конденсат. В противном случае на ней проявятся заметные масляные следы. Подтекающий антифриз оставит кислый запах и желтоватые или голубоватые отпечатки. Если проявился какой-нибудь из этих признаков, следует забираться в двигатель и находить причину проблемы.

Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, когда пробита прокладка, двигатель троит.

Чтобы обнаружить видимые дефекты, следует изучить очень тщательно все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, клапаны впуска и выпуска и прилегающие к ним области. Не всегда удается визуально заметить трещину, часто приходится проводить тестирование давлением. При крупных дефектах происходит скопление жидкости над поршнем. В таком случае не откладывайте на потом ремонт авто, иначе может произойти гидроудар.

Химия дыма из выхлопной трубы

Чтобы понять природу образования дыма белого цвета, проще всего обратиться к элементарной химии. Конечно, те процессы, которые происходят в автомобиле при сгорании топлива, называть простыми некорректно. Однако для изучения нашего вопроса можно многое упростить. Зато в итоге мы получим почти полное понимание того, что такое белый дым, и почему он именно такого цвета.

Дым из выхлопной системы автомобиля — это продукт сгорания топливовоздушной смеси в двигателе. Топливо у нас состоит, упрощённо говоря, из двух химических элементов — H (водорода) и C (углерода). Также в его состав входят различные ингибиторы коррозии, красители, очистители и прочая «химия». Нас она мало интересует. Главное — есть водород и углерод.

Чтобы топливо горело в двигателе, его необходимо подавать туда в определённых пропорциях с воздухом. В воздухе есть O (кислород) и N (азот), а также другие компоненты, которые тоже нас не очень интересуют. Сами по себе составляющие воздуха не горят. Однако горение топлива — это ни что иное, как его окисление. Для этого нужен кислород, который содержится в нашем воздухе.

Ну а теперь — подаём искру.

Предварительно подготовленная и поданная в камеру сгорания топливовоздушная смесь воспламеняется. В процессе горения связи между атомами водорода и углерода в топливе разрушаются. Благодаря этому высвобождается большое количество энергии, которая, грубо говоря, «толкает» поршень вниз. Машина поехала, а мы продолжаем следить за тем, что происходит внутри двигателя.

Атомы водорода, оторвавшиеся от нашего топлива, соединяются с остатками кислорода, образуя всем известную H2O. То есть, воду. Однако не в таком виде, в каком мы её видим и употребляем каждый день. Не забываем, что в камере сгорания из-за горения топлива очень высокая температура, при которой вода может существовать только в газообразном состоянии. То есть, в виде пара. Он то нам и нужен.

Кому интересно, упрощённая формула горения бензина в двигателе автомобиля выглядит следующим образом:

То есть, в результате горения топлива в камерах сгорания из выхлопной трубы вылетает смесь газов, в состав которой входит:

  • вода в виде пара (H2O);
  • углекислый газ (CO2);
  • азот (N);
  • прочие компоненты, которые входят в состав воздуха и топлива, но не горят.

Несмотря на такой «богатый» состав, в целом, продукты горения бензина или дизеля — бесцветные и прозрачные. По крайней мере, таковыми они должны быть в идеальных условиях. Однако довольно часто из выхлопной трубы идёт дым белого цвета, и прозрачностью он не отличается. Бывает также и чёрный выхлоп, но это уже совсем другая история.

Дым из выхлопной трубы — как диагностировать машину по цвету выхлопа

Похожие статьи

  • Проверка подвески на вибростенде: так ли это правильно?
  • Весеннее обслуживание ходовой части. На что стоит обращать внимание.
  • Расход моторного масла: куда оно уходит (часть вторая)

Дым из выхлопной трубы.

Как диагностировать машину по цвету выхлопа.

Но едва ли ты вспомнишь меня,

Когда повалит дым из трубы…

Песня группы с оптимистичным названием “Крематорий”.

Знаете ли Вы, что дым из выхлопной трубы может свидетельствовать о состоянии двигателя? Наверняка знаете. Очень многие люди перед покупкой автомобиля обращают на это самое пристальное внимание. Правда, не все могут расшифровать увиденное. Именно поэтому мы решили рассказать, как правильно производить диагностику состояния двигателя автомобиля по дыму из выхлопной трубы, и, самое главное, как подтвердить или опровергнуть полученные результаты не отходя от машины.

Начать стоит с того, что выхлопная труба исправного автомобиля не должна особо дымить, если температура за окном не ниже -5, и влажность воздуха не слишком высокая. То есть в сухой и теплый день выхлоп из трубы исправного автомобиля, работающего на холостом ходу, вообще не должен быть заметен. В морозные дни, пар (или дым) из трубы может быть виден, но он не должен выходить клубами. В дни, когда влажность воздуха очень высокая, производить какие либо диагностики “по выхлопу” вообще бессмысленно, — конденсат в выхлопной трубе и общая влажность будут сильно искажать все результаты.

Соответственно, делаем вывод, что любые “смотрины” дыма и соответствующие выводы, лучше всего делать в солнечную и теплую погоду. Запомните это правило.

Теперь о том, какие бывают виды дыма из выхлопной трубы. На самом деле, если с мотором что-то не так, и выхлопная труба об этом как-то намекает, то вариаций может быть всего три, — дым белый, дым черный, и дым сизый (с синеватым оттенком). Давайте разберем по порядку, что о чем может свидетельствовать.

Белый дым.

Собственно, белый цвет выхлопа говорит о том, что в выпускном тракте имеется вода (или какая-то другая жидкость), и это не дым, а пар. Как могла попасть в выхлоп вода? Самый простой и безобидный способ, — из атмосферы. Причем попадает она, и как простой конденсат, и путем затекания в выхлопную трубу, особенно если труба какая-то модная, с загибом вверх. Все эти способы попадания невозможны, если на дворе не первый день стоит солнечная погода, поэтому, если на улице сухо и тепло, а труба парит белым дымом, стоит задуматься.

Откуда же еще может взяться вода в выхлопе? Ответ самый простой, — из двигателя. А вот туда она попасть может двумя способами, — либо вместе с низкокачественным топливом (в последнее время это стало встречаться очень часто), либо это антифриз из системы охлаждения. Как понять в чем дело? Тоже просто, — последите за уровнем антифриза в расширительном бачке и в радиаторе.

Внимание! Будьте осторожны! Никогда не открывайте пробку радиатора на горячей машине!

Если антифриз не уходит из бачка, и в холодном радиаторе он тоже до самого горлышка, а машина парит и булькает выхлопом, — дело в бензине, смените заправку.

Имейте ввиду, что уровень антифриза в расширительном бачке может “гулять” между минимумом и максимумом. Это обусловлено особенностью работы системы охлаждения, — когда двигателю горячо, — он стравливает лишний антифриз, когда он остывает, — забирает обратно. Но всегда в расширительном бачке антифриз должен оставаться. Если же он уходит и бачок сухой, — это плохой синдром. Долейте в него жидкости и последите. Если спустя какое-то время он опять будет осушен, дела у двигателя “не очень” — скорее всего пробита прокладка двигателя. Косвенным подтверждением подозрений могут являться очень чистые свечи зажигания (особенно если их давно не меняли) и сладковатый привкус (запах) пара из трубы.

Чем это грозит? Рано или поздно двигатель перегреется и встанет. Проблему прокладки ГБЦ, ее диагностики и замены мы рассматривали в отдельной статье, поэтому повторяться нет необходимости, тем более, что нас ждут другие варианты дыма.

Черный дым.

Дым черного цвета обнаружить просто в любую погоду, причем зимой, когда кругом снег его обнаружить даже проще. Прожженные в снегу черные дыры видно невооруженным глазом. Кроме того, при черном дыме выделяется достаточно неприятный едкий запах. Почему же машина дымит черным?

Черный дым, это несгоревшее (точнее недогоревшее) топливо. Причин, почему топливо может не догорать может быть очень много. Например, могут не справляться со своими обязанностями свечи. Или катушка. Или могут “переливать” форсунки. Или, если машина карбюраторная (что в наше время почти не встречается) некорректно работает этот самый карбюратор. Или, значительно “просела” компрессия. Или что-то с подачей воздуха. Наконец, это может быть просто негодного качества топливо.

Подтвердить проблему с “переливом” топлива Вам поможет выкручивание и осмотр свечей зажигания. Если все свечи в черном матовом налете, — значит проблема с топливом распространяется на все цилиндры. Если одни свечи имеют черный нагар, а другие нет, — значит, возможно, проблема в свечах (которые с налетом) или катушках (которые ведут к этим свечам), или проводах, или крышке трамблера.

Разбираться более подробно, в чем может быть проблема с “переливом” лучше в условиях специализированного автосервиса. На улице или в обычном гараже не всегда присутствуют такие нужные в этом случае инструменты как диагностический сканер, или стенд для промывки/проверки форсунок.

Чем чревата езда с черным дымом? Прежде всего, повышенным расходом топлива. Количество требуемого автомобилем бензина может вырасти в два, а иногда и в три-четыре раза выше нормы. Нам известны случаи, когда 1,8-литровые Honda Accord CF3 потребляли свыше 40 литров на 100 км, дымя черным как Камазы. Чаще всего, автовладельцы сами приезжают в сервис с просьбой как-то решить эту проблему, потому что расходы на топливо сильно перегружают бюджет.

На фоне этого такие параллельные проблемы, как плохая тяга, плохой запуск и прочее становятся уже гораздо менее существенными.

Сизый дым.

Дым такого цвета свидетельствует о присутствии в выхлопных газах сгоревшего масла. Как правило, сизый дым сопровождается изрядным “жором” моторного масла, потому что проявляется при крайней степени износа двигателя, когда “залегают” поршневые кольца и “задубевают” маслосъемные колпачки. Именно этот сизый дым и высматривают чаще всего люди при покупке автомобиля, давя на газ и глядя в сторону выхлопной трубы. Правда, коварство такой “диагностики” заключается в том, что сизый дым может быть и не виден, даже если мотор может доживать последние сотни километров пробега.

Нам часто приходится сталкиваться с автовладельцами, которые, думая нас удивить, задают нам примерно следующий вопрос: “как так, масло уходит, течи нет, и дыма тоже нет?”. К сожалению, мы знаем на него ответ. Дым есть, просто он виден при нагрузке на двигатель, но почти полностью отсутствует на парковке или на нейтральной передаче.

Чтобы увидеть его, достаточно проехаться следом за автомобилем, который Вы подозреваете в излишней “дымности”.

Есть и другой способ, который позволяет справиться самостоятельно. Надо выбрать длинную прямую, по которой можно ехать “накатом” на нейтральной передаче, а потом, в конце этой прямой, включите передачу, и нажмите на газ. При резкой нагрузке, мотор “пыхнет” сизым дымом так, что его станет видно даже в зеркала заднего вида.

Кроме этого, параллельным симптомом излишнего расхода масла при сизом дыме может быть нагар на свечах. В отличие от матового черного нагара при переизбытке топлива, масляный нагар будет блестящего черного цвета.

Все это (и прежде всего расход) свидетельствует о том, что мотору требуется помощь, а возможно и капитальный ремонт. Эту ситуацию мы также разбирали в отдельной статье. Прочитайте ее, и Вы поймете, что все не так страшно.

Чем может грозить сизый дым? Ну, прежде всего, тем, что надо следить за уровнем масла. Излишний аппетит машины может привести к тому, что масла в моторе просто не останется. Многие автовладельцы с “жигулевским” прошлым не следят за уровнем, пока не заморгает лампа датчика давления масла, и это очень опасная ошибка. Дело в том, что хондовская система контроля за давлением масла устроена так, что “масленка” на панели загорается только в случае если во всей системе осталось не более 300-500 мл из 4 литров первоначального объема. А это уже превышает все допустимые безопасные нормы. Доведение автомобиля до такого состояния, и тем более езда на нем, как правило, чреваты заменой двигателя. Никогда не доводите до этого! Проверяйте уровень масла в моторе хотя бы раз в одну-две недели, особенно если подозреваете, что машина его потребляет.

Работа ДВС после 100 км передвижения с горящей лампой давления масла.

Надеемся, нам удалось понятно объяснить, как диагностировать состояние мотора по вырабатываемому им выхлопу. Даже если Вы нашли в этой статье описание проблем с которыми Вы столкнулись со своей машиной, — не расстраивайтесь. Помните, что все в машине можно отремонтировать. Поменьше Вам поломок, и не забывайте про своевременное обслуживание!

Хондаводам.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Еще интересные статьи

Ссылка на основную публикацию
Похожее