Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Как отличить кованые диски от литых

Как делают автомобильное колесное литье

При производстве кованых дисков используется алюминиевый сплав, который составляет до 97% от общей массы. Для получения заготовки металл изначально плавится на автоматизированных станках при температуре до 700 градусов, наполняется аргоновым газом. Такой процесс нужен, чтобы удалить водород, сделать материал износостойким. После в расплавленный алюминий добавляется титан и магний, которые улучшают прочность. Подготовленная смесь переносится в специальную матрицу для формирования заготовки в виде металлических столбов.

В процессе сборки используются прессовальные станки, которые работают по принципу наковальни. Алюминиевые столбы, формированные во время первой стадии обработки, разрезаются на части. Одна заготовка после формирует кованый диск. Чтобы придать макету форму, болванки подаются в печь с температурой нагрева до 500 градусов. Обработка делает металл мягким, податливым.

После повторной обработки в печи заготовка переносится под пресс, который формирует первые очертания. Подготовленное изделие перемещается на гончарное оборудование, где формируют хампы, закраины, ребра жесткости. Сделать на кованом колесе спицы, определить технологичные отверстия помогает фрезерный станок с программным управлением.

Последний этап, который делают производители, предполагает полировку и окрашивание. Все работы автоматизированы, поэтому исключается брак и неаккуратное нанесение краски. Затем диск проверяется на недостатки, проходит контроль качества, упаковывается для перевозки. Осмотр помогает сразу определить бракованную партию.

Какие диски лучше литые или кованныеКакие диски лучше литые или кованные

Как делают кованые диски

Процесс их производства начинается аналогично изготовлению литья. На металлургическом предприятии готовится необходимый алюминиевый сплав, в который вносятся те или иные добавки. Однако на этом сходства заканчиваются.

Для изготовления литых дисков расплавленный металл заливается сразу же в готовые формы. При производстве же кованых дисков используется следующая технология:

  • Расплав льется в цилиндры того или иного размера.
  • После остывания каждый цилиндр разрезается на несколько более коротких сегментов.
  • Получившуюся заготовку отправляют в печь, где она разогревается.
  • Далее металлический чурбак поступает на пресс для осадки – сплющивания под заданным углом.

Именно из-за использования прессов готовые диски получили название кованых. И оно вполне оправдано – под воздействием пресса сплав приобретает волокнисто-мелкозернистую структуру, в которой не остается никаких пустот и пузырьков воздуха.

кованые диски

Далее сплющенную заготовку повторно отправляют в печь, где она разогревается до температуры в 430 град. После этого ее подают под нагретый до чуть меньших температур пресс с другим штампом, который превращает плоский металлический «блинчик» в объемную заготовку – т.н. «кастрюлю». Они уже имеют необходимый для диска размер и глубину, однако пока еще остаются без дизайна, посадочных и крепежных отверстий.

Этот полуфабрикат в очередной раз отправляется в печь, откуда конвейер переводит под третий штамп пресса. Здесь ключевое значение имеет оперативность – от вывода будущего диска из печи до штамповки на прессе должно пройти в среднем не более 11 сек. (время может различаться в зависимости от используемого оборудования). В противном случае металл успеет остыть ниже допустимых значений и утратит пластичность. После третьей штамповки выходит уже практически готовый диск.

Далее будущему колесу придаются характерные для кованых изделий прочностные характеристики. Для этого оно закаливается по классической технологии:

  • сначала диск разогревается до температур свыше 500 градусов;
  • далее он помещается в воду, благодаря чему быстро охлаждается.

После этого металл в определенных условиях искусственно «состаривается». Благодаря этому выравнивается его структура, снимаются механические напряжения в структуре сплава. Далее делается случайная выборка для оценки качественных характеристик.

Если партия соответствует заявленным требованиям и критериям, то практически готовые диски направляются в токарный цех. Здесь убирается образовавшийся при прессовании облой, просверливаются крепежные и посадочные отверстия, вырезается выбранный дизайн. Все работы выполняются, как правило, на станках с использованием ЧПУ, что обеспечивает одновременно высокую скорость и качество обработки.

Здесь нужно развенчать миф об ограниченности выбора дизайнов для кованых дисков. На самом деле их можно сделать практически с любым узором, ограничением здесь будет только требуемая выносливость их конструкции.

Популярные модели шин

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
    Шины Goodyear Eagle Sport

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear EfficientGrip Performance

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear Eagle Sport TZ

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5

    Шины Goodyear EfficientGrip Performance 2

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4

    Шины Goodyear EfficientGrip 2 SUV

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure with Kevlar

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5

    Шины Goodyear Eagle Sport SUV TZ

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4

    Шины Goodyear Wrangler HP All Weather

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear EfficientGrip SUV

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4

    Шины Goodyear Vector 4Seasons Gen-3

    Сезонность: всесезонные Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5

    Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5

    Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport R

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 19 / 20 / 21

  • Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport RS

    Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 21

Материал и особенности изготовления

То, каким образом производятся литые диски, понятно из их названия — они отливаются в готовые формы. Для их производства используется алюминиевая основа. Поэтому в европейских странах полученная продукция именуется просто алюминиевой. Реже используется сплав с добавлением магния.

Эксплуатационные особенности литого диска отличаются в зависимости от таких характеристик:

  • качества основного сплава;
  • формы для литья;
  • качества финальной покраски и обработки.

Литые колесный диски для автомобиля
Что касается кованых моделей, то они отличаются технологией, которая используется во время производства. Кованые диски штампуются в 2 этапа: первый пресс содержит усилие в 10 т, а второй — в 2 раза больше. После прохождения кованой заготовкой пресса, она отправляется на металлорежущий аппарат, где на ней будут вырезаны отверстия, спицы, а также обработаны края. Таким образом, кованые изделия по качеству являются лучше литых ввиду более сложных технологий производства. Кованые модели лучше противостоят ударам, редко гнутся и не разламываются. Ковка качественнее обычного литья тем, что во время обработки заготовки на ней не образуются поры и отверстия. А более тонкие стенки позволяют дискам весить гораздо меньше, чем литым моделям.

Некоторые считают, что именно ударопрочность и выступает главным недостатком такого диска — при ударе он уцелеет, но передаст всю свою силу на автомобильную подвеску. Из-за этого последняя должна быть усиленной.

Кованый колесный диск

Какие лучше: литые или кованые

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть особенности моделей, определить достоинства и их недостатки. Поскольку специалисту легко увидеть разницу между собранными экземплярами, подробнее расскажем, как отличить от литых кованные автомобильные диски. Первое отличие, на которое нужно обратить внимание, тип маркировки. Серийные легкосплавные модели маркируются с внутренней стороны, надпись имеет четко очерченные символы. Ковка штампуется по другой технологии – здесь обозначения вдавливаются с внешней стороны, имеют характерное углубление.

Существует дополнительный ряд признаков, которые помогут провести идентификацию и выбрать. Ковка от литых дисков отличается:

  • Технологией сборки. Кованную модель можно определить по наполнению – здесь полка и спицы часто собираются между собой болтами, тогда как литые изделия отливаются из одной формы. Для изготовления ковки нужно несколько этапов, что делает такие колеса дороже.
  • Качеством сборки, износостойкостью материала. Кованные модели более прочные. Они выдерживают серьезные нагрузки, не деформируются при боковых ударах, ремонтопригодны даже при сильном повреждении.
  • Весом. Кованный автомобильный диск тяжелее. Это нужно учитывать при покупке. Если вы облегчаете автомобиль, то лучше выбирать легкосплавные модели. Это лучший вариант, поскольку снижает вес до 20% при сравнении одного типоразмера колес.

Несмотря на превосходство ковки, не стоит выбирать ее, не оценивая все параметры. Она имеет одновременно разные стороны, которые стоит отличать и учитывать в зависимости от стиля вождения, класса автомобиля. Перед покупкой нужно дополнительно определить бюджет, поскольку ковка сильно дороже легкосплавных комплектов.

Как производятся литые диски

Ремонт литых дисков своими руками

Как можно понять из названия, литые диски выполняются по технологии литья. Чаще всего используется для это сплав алюминия или магния. Металл заливается по специальным формам, в которых он застывает, после чего диск подвергается механической обработки для устранения неровностей, лишних наплывов металла и других образовавшихся в процессе застывания дефектов.

Когда диск обработан, он направляется на термическую обработку, то есть на своеобразную закалку, главной целью которой является повышение прочности металла. В процессе обработки микрокомпоненты металла сжимаются, тем самым между ними связь становится более прочной, то есть повышается прочность самого диска.

В процессе закалки возникает внутреннее напряжение между компонентами. Чтобы его устранить, выполняют искусственное старение металла. Результатом этой процедуры становится устранение хрупкости диска, которая возникает в процессе термообработки.

После выполнения описанных выше процедур литой диск отправляется на покраску или другую доработку внешнего вида. Результатом описанных выше процедур является создание достаточно прочной структуры металла с большой зернистостью, которая способна выдержать как прямые удары, так и другого рода физические воздействия.

Обратите внимание: Если обратить внимание на разлом литого диска, можно видеть, что он имеет достаточно пористую структуру. То есть между металлическими компонентами присутствует воздух

Полностью устранить воздух нельзя, и чем его больше, тем менее прочный получается диск.

Чтобы литые диски были прочными на излом, в виду технологических особенностей их изготовления, производителям приходится выполнять их стенки достаточно массивными и толстыми. Это позволяет придать конструкции литого диска необходимую для эксплуатации жесткость.

Важно: Вес литого диска отличается, в зависимости от используемого материала. Удельный вес магния легче, чем удельный вес алюминия, поэтому алюминиевые литые диски получаются более легкими

Вес — это важный параметр для диска, поскольку от него напрямую зависит воздействие на подвеску автомобиля.

Преимущества и недостатки

Определить, какой комплект подходит автомобилю, можно по их параметрам. Литая конструкция имеет большее распространение, ее легко найти, обслужить. Но она уступает по прочности дорогим моделям из ковки.

Рассмотрим преимущества автомобильных кованых дисков:

  • Прочность конструкции. Литые экземпляры деформируются гораздо быстрее конкурентов, изнашиваются даже при бережной эксплуатации. Ковка – лучшее решение для неровных дорог, хоть и дороже. Его нужно выбирать автолюбителям, которые часто перемещаются по плохим дорогам. Она выдерживает наезд на камни, перепады полотна в отличие от литых моделей.
  • Долговечность. Здесь несложно определить, какой вариант лучший, поскольку кованные диски отличаются антикоррозийными качествами. Они не требуют тяжелого ухода.
  • Поглощение вибрации. Установка ковки позволяет не делать шумоизоляцию, легко решает проблему некачественной звукоизоляции авто. В отличие от литых экземпляров, кованые колеса делают поездку комфортной и бесшумной. Они лучше преодолевают неровности.
  • Эстетика. Модели из ковки – дорогое удовольствие, которое чаще выбирают автолюбители с авто премиум сегмента. Модели дороже конкурентов из-за технических преимуществ, оригинального вида.

Жесткость ковки можно отнести к преимуществу и к недостатку. Прочность конструкции отличает модель от литых дисков. Она позволяет преодолевать неровности и не переживать о целостности обода или спиц. Однако чрезмерная жесткость колеса увеличивает нагрузку на подвеску. При наезде на неровность весь удар принимают рычаги и стойки. Минус модели в тяжелой конструкции, что ухудшает разгон автомобиля, и цене. Ковка дороже конкурентов из литых сплавов, требует дорогой ремонт при наличии повреждений.

Для тех, кто не привык экономить

Кованые диски, в отличие от литых, производятся по более сложной и трудоемкой технологии. Определить их можно по наличию слова «Forged» не ободе. Более того, разница заключается в том, что кованые диски значительно легче и имеют несколько более тонкий обод. Их Тем не менее, это позволило им достигнуть высокой прочности и устойчивости к деформациям, чего не хватает наиболее недорогим моделям в линейке литых комплектующих.

Тем не менее, утверждать, что кованые диски изготавливаются в процессе ковки, не совсем верно. В основе изготовления таких комплектующих — штамповка при помощи специальных станков и целой системы агрегатов, которые представляют собой единую производственную линию.

Таким образом, в отличие от литых «собратьев», заранее подготовленный сплав, штампуется при помощи специальных массивных конструкций. Загнанная в форму деталь, немедленно подвергается дальнейшей обработке.

В первую очередь, деталь отправляется на дефектовку фрезерным станком, где отшлифовываются все неровности и визуальные дефекты. Затем производится искусственное старение, укрепление металла и его последующая окраска.

Кованые диски: что это такое и чем они отличаются от литых

На рынке запчастей сегодня представлен огромный выбор дисков различных размеров и дизайна. Однако такое широкое разнообразие вариантов можно разделить на 3 основные группы по способу производства: штампованные, литые и кованые. И если первые 2 разновидности хорошо знакомы автолюбителям, то кованые диски по-прежнему вызывают много вопросов. Самый популярный из них – что лучше: кованые или литые колеса? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что выбор зависит от конкретной ситуации. Для индивидуального же решения нужно, прежде всего, понимать, что из себя представляют кованые диски, в чем их особенности и преимущества. И скажем сразу – отличий от более привычного литья у них более чем достаточно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее