Вопросы, рассмотренные в материале:
- Каковы основные характеристики автомобилей в кузове седан
- Какие существует виды седанов
- Чем седан отличается от купе
- Какими преимуществами обладают различные виды седанов
Выбор автомобиля не в последнюю очередь зависит от типа его кузова. Говорить о том, что какой-то из них является лучшим по отношению к другим, пожалуй, не корректно, поскольку это вопрос предпочтений. Но чтобы при выборе руководствоваться не просто личными симпатиями и антипатиями, а проверенными фактами, лучше заранее ознакомиться с информацией о различных типах кузовов. В этой статье поговорим про виды седанов, чем они отличаются от других автомобилей, в чем заключаются их преимущества.
История кузова седан
Седан был первым и до настоящего времени продолжает оставаться самым распространенным типом кузова автомобиля.
От всех остальных он отличается наличием багажника, который конструктивно отделен от салона автомобиля. Обратившись к истории автомобилестроения, мы увидим, что в транспортных средствах, которые производились до 30-40-х годов XX века, багажник напоминал небольшой по размеру ящик, стоящий позади салона. А ряд автомобилей и вовсе не имел багажника.
Существует несколько версий происхождения термина «седан».
По одной из них Слово sedan произошло от южноитальянского sede, что переводится как кресло. В английском языке так называют паланкины.
Другая версия гласит, что слово «седан» образовалось от названия французского города Седан, где в девятнадцатом столетии производили дорожные кареты.
Термином Sedan пользуются не только производители и жители стран Северной Америки, но и многих европейских государств — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польши, Португалии и пр.
В британском английском, а также в Японии Sedan заменен словом Saloon, в США же такое название носили питейные заведения во времена Дикого Запада.
Немцы называют такие автомобили Stufenheck-Limousine (лимузинами в Германии и других немецкоговорящих странах называют не только седаны, но и хетчбэки и ряд других закрытых типов кузовов). Схожее название для седанов существует и в Хорватии, где их называют Limuzina.
Многие романские языки (такие, как итальянский, румынский, французский) для обозначения седанов пользуются термином Berlina (по-французски он звучит как Berliné). Происхождение этого термина идет от немецкого города Берлин. Испанцы же называют такие автомобили Sedán.
Современные седаны производятся с трехобъемными кузовами. Трехобъемность в данном случае подразумевает возможность его деления на три составных части – капот, салон и багажник.
Конструкцией большинства седанов предусмотрено четыре двери, если же таких дверей шесть, то принято говорить о лимузине. Для багажников современных седанов характерны меньшие по сравнению с капотом размеры, однако раньше (в пятидесятых-восьмидесятых годах прошлого века) они имели одинаковые габариты.
Классический седан сегодня имеет одну центральную стойку, разделяющую салон на две части. Рассчитаны такие автомобили обычно на четверых либо пятерых человек, включая место для водителя. Седаны могут входить как в компактный класс «В», так и в средне- и полноразмерные классы «С», «D» и «Е».
Седаны не могут быть отнесены к классу «А», так как средняя длина кузова менее трех с половиной метров конструктивно не позволяет оснастить автомобиль отдельным багажником. Впрочем, если посмотреть на такое авто, как ЗАЗ 965 с длиной кузова 3, 33 метра, то можно сделать вывод, что это был очень компактный седан, поскольку его багажный отсек был отделен от салона. Однако, багажное отделение находилось у него спереди, а двигатель – сзади.
Некоторое время назад для классификации типов кузова использовали число боковых окон. Виды седанов, имеющие по три боковых окна, называли шестиоконными (по-английски это звучало как six window sedan), а по два окна — четырехоконными (по-английски – four window sedan). К примеру, ГАЗ-М-1 относился к шестиоконным седанам, в то время как «Волга» ГАЗ-24 — к четырехоконным.
На сегодняшний день такая классификация видов седанов не употребляется, но типы кузовов, к которым применимы эти обозначения, выпускаются до настоящего времени.
Рекомендуемые к прочтению статьи:
- Ремонт Ситроен С4 седан: советы по диагностике
- АКПП Ситроен С4 седан: правила эксплуатации
- Продажа Ситроена: как это сделать наиболее выгодно?
В чем отличия?
Ну а теперь настало время сравнить хэтчбек и седан. Рассматривать их будем не только исходя из информации, указанной выше, но и по ряду других критериев.
- Характерные особенности. Седан может быть трехобъемным или двухобъемным. Хэтч, как правило, однообъемный или на крайний случай, двухобъемныйп. Хэтчбек можно назвать укороченным седаном, потому что среди всех популярных типов кузова он наиболее маленький по длине. Но это только в сравнении с аналогичными седанами той же модели.
- Грузовместимость и грузоподъемность. Хэтчбек больше выигрывает по последнему критерию, а седан – по первому. Но здесь стоит понимать: грань очень тонкая. Все зависит как от умения человека поместить вещи в багажник (тоже навык, которому стоит обучаться), так и конкретной модели автомобиля.
- Имиджевые особенности. Если собираетесь на деловую встречу или приходится на них часто бывать, то лучше подойдет седан, потому что он производит впечатление более солидной машины. Хэтчбек больше спортивный по внешнему виду.
- Седан менее маневренный, потому что длина кузова больше. Хотя все опять же, зависит от конкретной модели.
- Седан лишен проблем, связанных с хэтчбеком: сложностей при обогреве помещения, попадании холодного зимнего воздуха в салон при открытии багажника. В седане нет посторонних запахов из багажника.
- Количество сидений. Хэтчбек имеет один или два ряда сидений, в то время как седан – два или три.
- Популярность. Седаны выпускаются в больших масштабах, чем хэтчбеки.
- Количество дверей. Седаны имеют две или четыре двери, а хэтчбеки – три или пять.
Рекомендуем:
Как заправлять машину на заправке — пошаговая инструкция
Таким образом, седан лучше подходит, если вы хотите представительную машину, а хэтчбек – если цените маневренность автомобиля.

Виды седанов
- Классический седан
Среди всех видов седанов, в первую очередь, выделим классический вариант (по-английски звучит как formal sedan). Он характеризуется тремя четко выраженными объемами — моторным отсеком, салоном и багажником, а также наличием центральной стойки. При этом длина моторного отделения и багажника приблизительно одинакова. В середине прошлого столетия (50-е – начало 60-х годов) автомобили выпускались с багажником, длина которого была такой же или даже несколько превосходила длину капота. С середины шестидесятых годов ХХ века началась тенденция к постепенному уменьшению длины багажного отделения с увеличением его высоты. Такой подход был вызван стремлением компенсировать уменьшение его объема. В результате сформировался седаноклиновидный силуэт, которым отличаются все современные автомобили с этим типом кузова. К тому же подобная форма авто отказалась оптимальной с точки зрения аэродинамики.
- Нотчбэк
Вторым видом седанов является нотчбэк, представляющий собой трехобъемный тип кузова автомобиля с багажником, отделенным от пассажирского салона. Европейцы называют нотчбэками такие типы кузовов как лифтбэки и хэтчбеки, отличающиеся небольшим выступом на задней покатой двери. В основном такое название используется для обозначения определенных моделей седанов.
- Фастбэк
Двух- или четырехдверные двухобъемные седаны, конструкция которых предполагает покатую заднюю стенку багажного отсека либо слабовыраженный третий объем. Этот вид седанов носит коммерческое название Aerosedan. Классическим примером фастбэка можно назвать советский ГАЗ-М-20 «Победа». Отличительной чертой этой разновидности седанов можно назвать покатую крышу, линии которой плавно спускаются вниз, образуя багажный отсек.
Если, в процессе разгадывания кроссвордов или сканвордов, вы столкнетесь с каверзным вопросом относительно подобного типа кузовов, то теперь вам известно, что этот вид седанов называется фастбэком.
- Хардтоп
Четырехдверные седаны, конструкция которых не предусматривает центральные стойки, а стекла, в основном, не имеют наружных рам, либо эти рамы закреплены непосредственно на стекле и опускаются одновременно с ним, называют седанами-хардтопами, четырехдверными хардтопами, либо (что встречается намного реже) седанами-кабриолетами.
Благодаря рамному кузову этот вид седанов обладает большей жесткостью и, как следствие, большей безопасностью.
Производством настоящих (от английского pillarless – бесстоечных) четырехдверных хардтопов занимались в пятидесятых-семидесятых годах прошлого века в США. В большинстве случаев этот вид седанов был представлен большими и тяжелыми автомобилями, такими, как Oldsmobile 98.
Этот вид седанов в небольших количествах выпускался и в Японии в семидесятые-девяностые годы ХХ столетия.
Чаще всего двухдверные хардтопы называют «купе», при этом тип их кузова не имеет особого значения, однако более правильным и корректным названием этого вида седанов является именно «двухдверный хардтоп».
Седаны, конструкция которых предусматривает наличие центральной стойки, но при этом имеющие дверные стекла без рам, к хардтопам не относятся. В эту группу можно включить транспортные средства с кузовами типа pillared hardtop или colonnade hardtop, выпускаемые в семидесятых годах прошлого века такими компаниями, как Ford, GM и Chrysler, а также ряд японских моделей, к примеру, Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino и некоторые другие.
В настоящее время такие автомобили не производятся и встретить на улице седан хардтоп практически невозможно.
- Седан с удлиненной базой
Еще одним видом седанов является длиннобазный автомобиль, в салоне которого располагается три ряда кресел. От лимузина такое авто отличается отсутствием перегородки, отделяющей салон от водительского места. Конструкция этих транспортных средств предусматривает по три боковых окна. В качестве примера можно привести ГАЗ 14 «Чайку».
- Двухдверный седан
Рассмотрим еще один вид седанов – двухдверный. Такие модели чаще всего бывают бюджетными, т.е. их стоимость ниже в сравнении с прочими разновидностями седанов.
Впервые двухдверная модель седанов увидела свет в 1958 году. Ее производством в тот период занималась компания Шевролет.
Хотя в настоящее время все большим спросом пользуются универсалы и хэтчбеки, седан по прежнему не собирается сдавать свои позиции. Его кузов отличается максимальной эргономичностью и функциональностью, а также привлекательным дизайном.
- Лифтбэк
Этот тип кузова нельзя отнести к определенному виду седанов, он скорее является промежуточным вариантом между такими типами как седан, универсал и хэтчбек.
Такие автомобили иногда называют хетчбэкседанами, либо лифтбэками. В отличие от классических хэтчбеков у них более длинный задний свес, практически такой же, как и у седана. Многие иностранные авто можно отнести к этому типу кузова. Среди отечественных транспортных средств признаками лифтбэка обладает, например, Иж-Комби.
Зачастую происходит смешение понятий «хэтчбек» и «лифтбэк», одну и ту же модель автомобиля могут называть по-разному на различных рынках. Название кузова «лифтбэк» чаще используют в Северной Америке. Однако стоит иметь в виду, что конструкция этих кузовов изначально различна.
- «Четырёхдверное купе»
Так условно называют некоторые четырехдверные седаны, конструкция которых отличается более низкой линией крыши, благодаря которой пропорции автомобиля внешне напоминают купе. В целом же эти транспортные средства более спортивно ориентированные.
Типы кузовов легковых автомобилей
Любой автомобиль оснащен несущей системой для расположения элементов, оборудования салона, механизмов двигателя, трансмиссии. Большинство современного автотранспорта имеет несущий кузов. Основное назначение кузова: перевозка пассажиров и небольших грузов.
Типы кузовов легковых автомобилей многофункциональны, разнообразны. Обычно грузопассажирские либо пассажирские бескаркасной, полукаркасной конструкции. Трехобъемные кузова имеют выступающий капот, багажник. Ввиду ограниченной трансформации конструкции наименее универсальны пикапы, купе, кабриолеты, седаны. Двухобъемные кузова – это универсалы, хэтчбеки, кроссоверы, внедорожники. Их характеризует компактный размер, вместительный багажник, который открывается с помощью крышки со стеклом, позиционируемая производителями как пятая дверь. Конструкция, разделенная на два отдельных отсека, позволяет увеличить объем багажного отделения при необходимости. К однообъемным конструкциям относят микро-вэны, мини-вэны.
Как различаются виды седанов по классу
Пожалуй, каждый из нас сталкивался с такими понятиями, как автомобили гольф-класса или седаны класса D. Но не всем известно, откуда к нам пришли данные обозначения, и кто определяет к какому из классов причислить тот или иной вид седанов.
Чаще всего используют классификацию Европейской экономической комиссии, в основе которой лежит длина автомобиля. Впрочем, этот вариант отнесения авто к тому или иному классу не является единственно верным. Сами европейцы говорят об информационном характере данной классификации, поскольку на нее влияют многочисленные дополнительные факторы, такие, как стоимость или потребительская направленность транспортного средства.
- A-класс
Этот класс представлен автомобилями, длина которых не превышает 3,6 метров.Среди эталонов класса можно отметить Citroen C1.
Для этого сегмента авторынка характерно практически полное отсутствие спорных моментов. Увеличение габаритов автомобилей, входящих в класс ситкаров, приведет к потере интереса целевой аудитории. Для их владельцев особую ценность представляет именно компактность транспортных средств, которая идеальна в условиях мегаполисов.
- B-класс
В этот класс входят виды седанов, длина которых не превышает 4,1 метров.
Эталоном класса является Citroen C3.
Этот класс отличается наибольшей спорностью, если рассматривать его применительно к Европейской системе классификации. Именно В-класс развивается быстрее прочих видов седанов, однако в нашей стране лидеры этого сегмента рынка не укладываются в его параметры.
Множество бюджетных и востребованных на сегодняшний день видов седанов отнесены к В-классу, однако, если исходить только из их габаритов, то часть моделей выходит за границы сегмента. Во избежание путаницы, производители относят ряд выпускаемых автомобилей к классу B+. Именно представители данного промежуточного класса являются наиболее продаваемыми в России.
- C-класс
В этот класс входят виды седанов, длина которых не превышает 4,4 метров.
В качестве эталона отметим Citroen C4.
В ряде случаев одна и та же модель автомобиля, будучи выпущенной в кузове хэтчбек отлично подходит под габариты, присущие классу, но ее модификация в кузове «седан» будет их существенно превышать. Для таких транспортных средств производители используют понятие С+ класса. В качестве примера можно привести Citroen C4 седан, длина кузова которого составляет 4 621 мм.
- D-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет до 4,7 метров.
В качестве эталона отметим Citroen C5.
В D-класс входят просторные семейные седаны, в которых без проблем размещаются четыре пассажира и водитель.
Формально, длина кузова этого вида седанов должна варьироваться от 4,5 до 4,8 метров, размер багажника составлять более 400 литров, колесной базы – около 2,7 метров. В целом же, производители и эксперты больше внимания уделяют уровню оснащения автомобиля, присваивая классность в зависимости от количества и качества предусмотренных опций. Премиальные марки седанов могут быть отнесены в D-классу, даже в случае несоответствия заявленным габаритам.
Согласно классификации европейского комитета безопасности EuroNCAP, все виды седанов и не только могут быть разделены в зависимости от габаритов, массы и типа кузова. Такая классификация причисляет автомобили D-класса к «большим семейным авто». Следующий класс, обозначаемый буквой «Е» обладает практически аналогичными размерами, однако более высоким уровнем оснащенности.
В США для отнесения автомобиля к тому или иному классу используют объем салона, для D-класса он должен составлять от 110 до 119,9 кубических футов.
Японцы относят к D-классу виды седанов, длина которых превышает 4,7 метров, ширина – более 1,7-и, высота – более 2 метров.
- E-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет до 5 метров.
В качестве эталона отметим CITROEN DS 8 (его появление на рынке запланировано на 2021 год).
Так же, как и авто, относящиеся к А-классу, транспортные средства классе Е практически всегда соответствуют заданным размерам, поскольку увеличение длины в данном случае принесет лишние проблемы и неудобства. Автомобили E-класса входят в категорию наиболее габаритных авто, которыми владелец управляет самостоятельно, не пользуясь услугами шофера. Соответственно, их длина, не достигающая 5-метровой отметки, вполне достаточна для того, чтобы с комфортом расположиться в салоне.
- F-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет более 5 метров.
Этот класс представлен наиболее габаритными автомобилями, длина которых фактически не ограничена. На нее влияют лишь потребности пассажиров и здравый смысл. Поэтому большинство автоконцернов производят как авто в стандартном кузове, так и в кузове, носящем условное название Long. Кто-то будет отлично себя чувствовать при длине авто 5,09 метров, а кому-то необходимо, чтобы длина кузова составляла не менее 5,46 метров. Учтите, что сверхдлинные лимузины, используемые на свадьбах, не относятся к этому классу.
Отличия седана от купе
Еще некоторое время назад можно было без проблем отличить седан от купе. Четырехдверный автомобиль относился к одному из видов седанов. Если же конструкция кузова предусматривала две двери, то речь шла о купе.
На сегодняшний день кузов купе включает в себя гораздо более широкий круг автомобилей, поскольку производители выпускают также четырехдверные модели в этом кузове.
Кроме того, можно встретить и некоторые виды седанов, кузов которых имеет всего две двери.
Разобраться в том, к какому типу кузова относится тот или иной автомобиль, можно, внимательно присмотревшись к несущим стойкам транспортного средства. На рисунке ниже они обозначены латинскими буквами «А», «В» и «С».
За счет стойки «А» с обеих сторон удерживается лобовое стекло.
Стойка «С» необходима для поддержания заднего стекла.
Стойка «В», в основном, характерна для автомобилей в кузове седан. За счет этой несущей стойки кузова обеспечивается структурная поддержка крыши транспортного средства и прочная дополнительная опора его днища.
Стойка «В» располагается по бокам с каждой из сторон автомобиля. Помимо прочего, она придает точку опоры дверям разных видов седанов.
Большая часть автомобилей в кузове купе характеризуется отсутствием средних стоек «В», благодаря которым в седанах обеспечивается дополнительная опора для дверей.
В купе передние кресла чаще всего размещены ближе к задней оси автомобиля.
Для двухдверных седанов также характерно наличие несущих стоек кузова «А», «В» и «С».
К примеру, у таких современных моделей автомобилей, как Honda Accord Coupe, Honda Civic Coupe, BMW четвертой серии, Mercedes Benz C-Class Coupe в конструкции кузова предусмотрено по три стойки с каждой стороны кузова автомобилей. То есть все перечисленные авто относятся к различным видам седанов, несмотря на то, что у них всего по две двери.
В тоже время такие авто как Mercedes Benz AMG GT-S, Jaguar F-Type и Audi R8, не имеющие несущей относятся к разновидности купе. Еще одним признаком, по которому их можно отнести к купе, является расположение передних сидений ближе к задней оси.
В настоящее время производители выпускают большое количество авто, кузов которых конструктивно относится к купе, но при этом в них предусмотрено четыре двери. Речь идет о таких автомобилях, как BMW 6 Series Gran Coupe, BMW 4 Series Gran Coupe, Audi A5 Sportback, и Mercedes-Benz CLS.
Четырехдверные купе появились на рынке благодаря заслугам маркетологов, предложившим любителям кузова купе такие качества как практичность и удобство, которыми ранее могли пользоваться только владельцы четырехдверных седанов. В результате были спроектированы модели купе, имеющие четыре двери.
Основные отличительные особенности седана от других типов
Для этого типа кузова характерной отличительной чертой является чёткое разделение салона и багажного отсека. В седанах заднее стекло практически всегда жёстко закрепляется в проёме, не опускается и не поднимается, как это происходит в хэтчбеках и лифтбеках. От внедорожников и кроссоверов отличается размером кузова, а от универсалов – длиной заднего свеса. Последние имеют удлинённый багажный отсек. Самые внушительные габариты у минивэна – не менее 4,5 м в длину. Также от седана он отличается обязательным наличием третьего ряда сидений и сдвигающимися в сторону боковыми дверями.
Из-за стремления автопроизводителей создать максимально универсальную модель становится всё сложнее определить тип кузова. Седан-хэтчбек Skoda Superb, в котором дверь багажника открывается и со стеклом, и без него, – лучший тому пример.



